"Лебединый край" молил о жизни

"Лебединый край" молил о жизни

Когда штормовая волна накрыла палубу, в середине корпуса появилась трещина, «Свонленд» разломился пополам и ушел под воду меньше чем за 10 минут. Экипаж этого британского судна, 8 человек, был российский: трое из Петрозаводска, один из Архангельска и четверо нижегородцев. Матрос Виталий Карпенко, второй помощник капитана Роман Савин, старший помощник капитана Леонид Сафонов и капитан корабля Юрий Шмелев. Мы рассказали читателям, что своим спасением матросы Роман Савин и Виталий Карпенко обязаны принцу Уильяму. Именно с его вертолета первыми заметили тонущих моряков. К сожалению, спасти удалось только их двоих. Счастливчиков срочно доставили в госпиталь уэльского города Бангор. Тело погибшего старпома Леонида Сафонова извлекли из ледяной воды позднее, а вот капитан судна Юрий Шмелев на сегодня считается без вести пропавшим.

«Он сказал мне, что перезвонит…»

Пока я извиняюсь, мол, не в самый подходящий момент и т. д., Марина Шмелева, жена (язык не поворачивается сказать «вдова») пропавшего без вести капитана «Свонленда», говорит спокойно и ровно:

— Последний раз Юра позвонил двадцать шестого вечером, меньше чем за сутки до трагедии… Судно еще не покинуло берег, муж был веселый, шутил, обещал перезвонить, когда отплывут в море. Это ведь первый его рейс в качестве капитана, на судно он пришел вторым штурманом…

А еще раньше Юрий начинал карьеру с должности начальника радиостанции, закончив Новороссийское высшее инженерно-морское училище. Но — грянула перестройка, а с ней безработица, пришлось переучиваться, теперь уже в Ленинградском морском колледже. А в 2002 году в Нижнем в Волжской государственной академии водного транспорта (бывший ГИИВТ) прошел подготовительные курсы и в дальнейшем с морем расставался только на время отпуска.

Вообще-то Шмелевы — коренные арзамасцы, в Нижнем они сейчас снимают квартиру. Потому что пароходство, друзья — все здесь. Потому что здесь учится на четвертом курсе переводческого факультета ННГЛУ им. Н. А. Добролюбова их единственная дочка Ксюша…

— Плачет целыми днями, — говорит Марина о дочери.

— Надежда умирает последней, — говорю дурацкую фразу из тех, что принято говорить в таких случаях.

После недолгого молчания Марина продолжает:

— Мы мечтали окончательно перебраться в Нижний, Юра старался заработать на квартиру…

Марина рассказала, еще накануне муж говорил, что это наверняка последний рейс «Свонленда», хозяин уже не знал, как от него избавиться, и вот наконец было решено отправить судно на переплавку.

Штаб в Кузнечихе

В эти дни квартира Ирины Цыбиной, директора нижегородского центра эстетического развития «Созвездие Поволжья», на бульваре имени 60-летия Октября превратилась в штаб по обмену информацией. Дело в том, что муж Ирины Александр Цыбин — бывший капитан «Свонленда». И все члены экипажа, нижегородцы, за исключением, пожалуй, самого молодого из них — 26-летнего Романа Савина, дружили семьями, ходили друг к другу в гости, вместе отмечали праздники… Александр возглавлял экипаж судна на протяжении одиннадцати лет, вернее, они с братом-близнецом Львом руководили им попеременно, ведь контрактная система на «Турбалк-Лимитед» предполагала график четыре на четыре: четыре месяца в море, столько же — в отпуске.
Нынешний поход «Свонленда» Александр Цыбин пропустил впервые, перевелся в другую, немецкую компанию. Но, когда британское судно потерпело крушение, жены товарищей кинулись звонить бывшему капитану. Сразу после того, как русскоязычный сотрудник судовой компании «Турбалк-Лимитед» по телефону оповестил их о случившемся.

По рассказам выжившего Виталия Карпенко, переданным его женой, когда на судне наметилась трещина, капитан и старший механик бросились в трюм. Судя по всему, на той глубине и поглотила их гигантская воронка, которая образовалась от корабля, стремительно уходившего на дно.

Первый сигнал

Собственно, конфликт между братьями-капитанами и хозяином «Свонленда» Ником Лайтом произошел именно на этой почве: Цыбины считали корабль небезопасным. Судно 1977 года постройки уже буквально трещало по швам. Не раз были замечены трещины и там, где произошел впоследствии разлом. Но хозяин явно экономил, как и на русских моряках. Они и дешевле, и выносливее, это знают все, кто имеет хоть какое-то отношение к флоту. А уж ему ли не знать, что с морем шутки плохи! В свое время его сын попал на яхте в шторм и погиб у берегов Америки, тело его до сих пор не нашли.
Кстати, семидесятилетний Ник, как говорили про него моряки, безумно любивший оставшуюся единственной дочь Даяну, был, кроме того, почему-то помешан на лебедях. Второй его корабль назывался «Свондаяна», имя дочери плюс «свон», слово, которое в переводе с английского означает «лебедь»… «Свонленд» — «лебединая страна»…

В случае с погибшим в ночь на 27 ноября в Ирландском море кораблем английские моряки давно бы уже поставили вопрос ребром, призвав службы сервиса.

— А наши — при помощи кувалды и такой-то матери любую щель закроют, — рассказывает Александр. — Просто на этот раз усталость металла закончилась трагедией…

Вдобавок, считает Александр, только наших моряков можно было выгнать в море на старом судне в восьмибалльный шторм…
В середине разговора позвонила жена Виталия Карпенко, Людмила, сообщила, что английские власти уже готовы переправить двух спасенных нижегородских моряков на родину…

Первый звонок на «Свонленде», продолжает Александр, прозвенел еще в прошлом году:

— У нас отказал двигатель, и судно стало сносить прямо на скалы, считаю, что тогда удалось сманеврировать чудом…

— Я вообще его больше не пущу в море, — горячится Ирина. У нее сейчас такое чувство, что ее семья прошла по самому краю. — Лучше сухари есть, но оставаться живым на берегу…

Старпом

У старпома Леонида Сафонова, чье тело извлекли из ледяной пучины, была очень неморская биография. Как и его товарищи по экипажу, он был выпускником ГИИВТа, окончил институт с красным дипломом. Но Ольга, его жена, жила в Урене. Наслушавшись рассказов о потонувших кораблях, морских походов страшилась, из любви к мужу настояла на его «сухопутной» должности. К тому же у них к тому времени три дочки мал мала меньше росли… Пришлось Леониду переучиваться. Так он стал следователем по особо важным делам Уренской районной прокуратуры, дослужился до подполковника, уважаемым человеком слыл в районе. Но мечта о море не давала покоя. И, как только ушел в запас, первым делом поехал в свою бывшую альма-матер. Восстановил документы в академии водного транспорта, прошел необходимую стажировку. И первый раз вышел на «Свонленде» матросом.
Ольга к тому времени работала в Уренской районной администрации. Да и дочки повзрослели, сегодня самой младшей из них восемнадцать…

А через несколько лет Леонид уже дослужился до старпома. И ушел на «Свонленде» в свой последний рейс — рейс, к которому, как выяснилось, он стремился всю жизнь.

Не уберегла Ольга своего мужа от морской стихии. Теперь, говорят, и гроб с телом не скоро получит: при старпоме ведь не было никаких документов, сейчас начнутся всякие бюрократические проволочки. Бывалые моряки рассказывают, когда в прошлом году вот так же один нижегородский матрос погиб во время крушения на иностранном судне, его привезли на родину только на 21-й день. А Марина Шмелева вздыхает:

— Хоть тело нашли, будет куда прийти поклониться!

***

В Интернете есть специальный форум «Мореход» — для тех, кто связал с морем свою жизнь, и для их близких. Сегодня там публикуются соболезнования в адрес родственников погибших. С глубокой скорбью к ним присоединяемся и мы.

Татьяна ЧИНЯКОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате