Трагедия плюс-минус комедия

В программе прошедшей «Болдинской осени» по сложившейся традиции показали премьеры. Мы увидели «Моцарта и Сальери» Римского-Корсакова и «Графа Нулина» от московского композитора Николаева. Постановку осуществил заслуженный артист Российской Федерации Отар Дадишкилиани, дирижером-постановщиком выступил Роман Демидов.

«Реквием» с подвыванием

«Моцарт и Сальери» в числе прочих «Маленьких трагедий» был создан Пушкиным в Болдине. Эту изящную философскую миниатюру поэт поначалу хотел назвать «Зависть», но и без того очевидно, что главный герой — Сальери (Виктор Ряузов). Быть влюбленным в искусство и погубить того, кто создает его же, видеть, как посланник смерти уводит беспечного гения Моцарта (Михаил Ларин), и фактически отпеть Вольфганга Амадея его же собственным «Реквиемом».

Совершенно другое произведение — комическая опера «Граф Нулин», остроумная уже с музыкальной точки зрения. Мелодические цитаты «к месту» предательски выдают мысли и мечтания героев, оперному оркестру приходится звучать нетипично, а партии вокалистов — довольно сложные — со вкусом карикатуризованы. Чего стоит, например, длинный, с подвыванием, зевок скучающей хозяйки дома! Барыня (Аида Ипполитова) жеманничает напропалую, горничная (Татьяна Гарькушова) весело скачет, слуга Нулина (Дмитрий Емелин) явный прохвост, ну, а собственно Нулин (Алексей Доронин) оправдывает свою фамилию — и вовсе пустой человек!

Страсти выше правды

В обычной жизни люди разговаривают, а не поют, Сальери не травил Моцарта, и даже сам граф Нулин оказался обманут в ожиданиях. Кругом неправда!
Между тем уже не одну сотню лет опера вполне успешно влечет и околдовывает меломанов всего мира. Секрет — в накале эмоций, сметающих все барьеры. В оперу ходят подпитаться нечеловеческими страстями, а еще насладиться виртуозным пением и роскошью костюмов. В этом смысле праздник «Болдинской осени» вновь удался.

Мария ФЕДОТОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате