Российские учителя напуганы перспективой глобальной переэкзаменовки. С этого года Министерство образования и науки РФ запустило в стране новый порядок аттестации школьных работников. По мнению педагогов, профсоюза работников народного образования и науки, нововведение призвано омолодить учительские кадры на 20 — 22 процента, избавив российскую школу от старичков.
Как кандидат наук
Официально от такой «молодой» идеи все открещиваются. Однако именно на 20 — 22 процента требуется обновить школьные педагогические кадры по программе «Наша новая школа». Новая аттестация просто даст основания для сокращения неугодных учителей.
— Никаких нормативных правовых актов, подтверждающих, что федеральное Министерство образования и науки поставило задачу омолодить учительский состав на 20 — 22 процента, нет, — не подтвердил информацию министр образования Нижегородской области Сергей Наумов. — Новый порядок аттестации не устанавливает возрастных ограничений для ее прохождения. Все педагогические работники (в том числе пенсионного возраста), прошедшие аттестацию, смогут работать в образовательных учреждениях.
— Вслух в подготовке массовых увольнений никто сейчас не сознается, — уверен главный редактор журнала «Директор школы», доктор педагогических наук Константин Ушаков. — Однако эти цифры министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко озвучивал еще в сентябре 2010 года. Поднялась такая буря возмущения в обществе, что ему пришлось отказываться от своих слов.
Напомним, что тогда Фурсенко заявил, что потенциал для сокращения — 200 тысяч человек. Он аргументировал это тем, что на одного учителя должно приходиться не менее 13 — 15 детей.
Между тем, если исходить из данных нижегородского министерства образования, на каждого нижегородского учителя и так уже в среднем приходится 13,8 ученика.
По сведениям Константина Ушакова, заявленные Фурсенко цифры должны послужить губернаторам примером эффективного использования бюджетных средств.
— Понимаете, денежная прибавка к высшей категории учителя в кошельке ощутима. Это порядка полутора тысяч рублей. А уровень затеянной новой аттестации для подтверждения высшей категории очень высок. Вопросы настолько теоретизированы, что сродни уровню кандидата наук, — считают нижегородские учителя. — При этой аттестации простым учителям задают вопросы и по содержанию новых нормативных документов в системе образования. Но зачем их учить наизусть, когда в нужный момент можно посмотреть?
И хотя, как пояснили «НН» в региональном министерстве образования, всем проходить аттестацию необязательно, поскольку она добровольная, именно к ее результатам и будут привязаны заработки педагогов. Еще в апреле
Обязательно же учителю раз в пять лет сдать другую аттестацию, которая проверит его на соответствие занимаемой должности. Но многие ли прошедшие ее захотят остаться в школе, коли ожидать от нее прибавок в семейный бюджет не придется?
Приходят и уходят
К идее омоложения нашего образования положительно относятся и сами учителя, и директора школ. Да только за счет чего омолаживать нашу школу?
— Старичков выгнать? Так у нас уже сейчас в школах нет некоторых специалистов! — сетует нижегородское учительство.
В министерстве образования Нижегородской области подтвердили: в общеобразовательных школах больше всего в дефиците специалисты по — английскому языку (72), математике (41), физкультуре (34) и учителя начальных классов (67). В 2011 году в число дефицитных вошли и учителя русского языка (25).
В целом же в преддверии нового учебного года, незакрытыми в общеобразовательных учреждениях оставались 598 вакансий. Но, как правило, школы «не светят» вакантные места — это хоть
— В образовании вообще проблема с кадрами. Стареет оно. Работа с пожилыми учителями — это данность, — не скрывают директора нижегородских школ.
— Молодежь у нас не держится совсем: через год убегает. Да и вообще в школы идут те, кому совсем деваться некуда. А пенсионеры стали бы работать, если бы можно было прожить на одну пенсию? Уходят по достижении пенсионного возраста на покой, но через
Подсчитать, насколько нижегородское учительство молодо, не так уж и сложно.
По состоянию на 20 сентября этого года в дневных общеобразовательных школах трудились 20 443 учителя, 3818 из которых пенсионеры (около 20 процентов) и всего 1266 — учителя в возрасте до 25 лет и 2855 — от 25 до 35 лет.
Это при том, что в Нижегородской области несколько вузов и колледжей, которые куют педагогические кадры. Ежегодно, по данным регионального министерства образования, из них по педспециальностям выпускается 2300 человек в первом случае и 624 — во втором. Однако до школ из такого урожая доходят лишь 550 — 650 молодых специалистов. Какое же их количество доживает до конца своего первого учебного года и отрабатывает хотя бы пятилетку, история вообще умалчивает.
Анастасия ИЗМАЙЛОВА.