Часто приходится слышать, причем не только от юристов, но и от представителей тех или иных государственных организаций, что
Выпрямление демократии
Новость, которая недавно пришла из думского Комитета по информполитике, а именно от его председателя Роберта Шлегеля, с первого взгляда радует. Предлагается ввести в нашей стране так называемую «прямую демократию». Итак, в настоящее время в Госдуму внесен законопроект, которым
Общественная палата РФ наделяется правом законодательной инициативы по проектам законов, которые поддерживают более 10 тысяч человек.
То есть граждане смогут голосовать за конкретные инициативы в Интернете. Предлагается следующая схема: из Общественной палаты документ будет направляться в профильный комитет Госдумы, и если тот признает его целесообразным, то документ будет вынесен на рассмотрение палаты субъектом законодательной инициативы, например, депутатами.
Граждане же, авторизовавшись на Едином портале госуслуг, смогут представлять предложения и замечания к проектам, внесенным в Госдуму, на портале Автоматизированной системы законодательной деятельности.
Паутина — страшная сила
Почему бы не придать ускорение и процессу улучшения правового регулирования в нашем обществе посредством использования мнений граждан через
Давайте вспомним первый в истории опыт, когда россиянам дали возможность в виртуальном пространстве прокомментировать важнейший закон «О полиции». Было это в прошлом году. Тогда граждане оставили на страничке обсуждения более 20 тысяч комментариев. Не остались в стороне и нижегородцы, причем не только в виртуальном комментировании. Они направили в Госдуму целый список своих предложений и замечаний. Тогда в Законодательном собрании Нижегородской области собирался
Участники дискуссии в то же время одобряли некоторые положения законопроекта. Например, статьи, которые предусматривали общественный контроль за деятельностью полиции. Тогда во время дискуссии, например, ее участники выражали опасение, как бы этот контроль не остался простой декларацией. Хочется отметить, что данное мнение было услышано и положение об общественном контроле в окончательном варианте закона осталось. Более того, уже созданы и работают общественные советы при региональных управлениях МВД, в том числе и в Нижегородской области.
Тогда же вносилось предложение и об отдельном законе о социальной поддержке полицейских. И это тоже сейчас реализуется.
Кстати, количество
Латание дыр
— Право законодательной инициативы в Госдуме имеют все законодательные собрания субъектов Российской Федерации, — говорит уполномоченный по правам человека Нижегородской области Василий Ольнев. — И они старательно вносят свои законодательные инициативы в Госдуму. Причем, исходя больше из жизненной ситуации, пробелов в федеральном законодательстве, вносят они злободневные законодательные инициативы. Но редкий случай, когда бы законодательная инициатива субъектов Федерации была принята для рассмотрения Госдумой. Как правило, они разбиваются на подступах к внесению на рассмотрение в Госдуму, в предварительных рассмотрениях, во фракциях, отзывах комитетов.
— Вот конкретный пример, — продолжает Василий Васильевич. — Законодательное собрание Нижегородской области в порядке законодательной инициативы внесло в Госдуму проект федерального закона о дополнительных гарантиях граждан на право обращения в государственные органы. То есть о дополнении Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Я как представитель областного Законодательного собрания дважды ездил в Госдуму, где доказывал его важность и необходимость. Комиссия согласилась и поддержала, далее один комитет высказался против, другой поддержал. Наконец через все предварительные согласования мы благополучно прошли. Но правительство РФ дало заключение «против», дескать, не нужны дополнительные гарантии, в законе все есть. Результат — проект закона отклонен. А ведь он был выверен тщательнейшим образом, в нем соблюдены все юридические нюансы.
Таким образом, вот сколько уже существует новый федеральный закон об общих принципах организации органов госвласти субъектов Российской Федерации, наделяющий правом и установивший порядок законодательной инициативы субъектов, столько и имеются претензии у субъектов Федерации о нерассмотрении и отклонении в основном их законодательных инициатив.
Цель и содержание проекта хороши, но я думаю, что в большей степени такая же судьба ожидает и проекты законов, которые Общественная палата будет разрабатывать и предлагать гражданам России для поддержки не менее чем 10 тысячами голосов.
Ольга МАКАРОВА.
Комментарий
Дмитрий МАЛУХИН, председатель комитета Законодательного собрания Нижегородской области по информационной политике, регламенту и вопросам развития институтов гражданского общества:
— Я поддерживаю данную инициативу как очередной шаг к прямому диалогу власти и общества. Современные гражданские объединения являются выразителями общественного мнения и способны организованно участвовать в решении вопросов не только местного, но и федерального значения. Хорошим подспорьем в этом вопросе станут современные технологии, которые позволят гражданам не только высказываться на различных форумах и в социальных сетях, но и выражать свою активную гражданскую позицию, в том числе по проектам законов.
Сегодня необходимо совершенствовать систему взаимоотношений органов власти и институтов гражданского общества как равноправных субъектов взаимодействия, в первую очередь для решения социальных проблем. Я убежден, что общество не должно стоять в стороне и от такой серьезной работы, как законотворчество.
Мнение
Александр БАЛДИН,
пресс-секретарь ГУ Минюста РФ по Нижегородской области, юрист3-го класса:— Согласно статье 104 Конституции РФ, в настоящее время законодательной инициативой в нашей стране обладают президент РФ, правительство РФ, Федеральное собрание РФ, суды РФ, законодательные и представительные органы субъектов РФ, члены Совета Федерации, верховные судебные инстанции (Конституционный, Верховный и Арбитражный суд). Общественная палата РФ в этот список не входит.
Александр СВЕТЛОВ, экономист, 42 года:
— Любопытно, откуда взялся порог в десять тысяч проголосовавших? В масштабах страны это,
по-моему , бесконечно малая величина. Мне кажется, что такое число людей под любую инициативу в Интернете найдется. И как бы, наоборот, не было хуже, если предлагаемый закон плох.Андрей ПЕСНЯКОВСКИЙ, военнослужащий, 39 лет:
— Идея интересная. Ведь наши законодатели настолько оторваны от жизни, что иногда не вредно их и подтолкнуть в нужном направлении. Только бы без перекосов, когда более десяти тысяч «за», а более миллиона — «против».
Анна ЮРЬЕВА, домохозяйка, 50 лет:
— Тут главное — продумать механизм. Чтобы вход на
интернет-страничку голосования по каждому закону был строгий, то есть проголосовать мог бы один человек и один раз. Чтобы не было жульничества и приписок, которые бы позволили инициаторам пролоббировать невыгодные для населения законы.
А как у них
В Великобритании с ноября 2006 года работает система подачи электронных петиций. Так называемую петицию в электронном виде может подать каждый гражданин или житель Великобритании на специально созданном государственном сайте. Если она соберет 100 тысяч подписей, то будет передана на рассмотрение в специальную комиссию парламента для обсуждения, и возможно, что появится новый законопроект.
Так, после августовских беспорядков этого года больше всего британцев подписалось на сайте под петицией, требующей прекратить выплату социальных пособий тем, кто участвовал в хулиганствах и разграблении магазинов.
Наиболее популярным стало требование, собравшее 1,8 миллиона подписей, не вводить в Британии платные дороги. А, к примеру, требование сохранить запрет на смертную казнь поддержали 20 тысяч граждан страны.