Группа «ДДТ» приехала в Нижний Новгород сразу с парой концертов, правда сыграла лишь одну из двух своих новых программ. Между выступлениями Юрий Шевчук в своей излюбленной манере «широк человек» говорил с журналистами сразу обо всем — от искусства и политики до алкоголя и Интернета.
Таких идиотов больше нет
— Очень хотели представить в Нижнем нашу программу «Иначе» — в этом году сыграли ее по стране уже 14 раз. Но пока получилось привезти только «Сольник». Она скорее акустическая, в ней больше нежности, акварели и пастели. А «Иначе» — это гражданский альбом. Еще два года назад, когда он задумывался, я чувствовал кожей, что в стране
что-то зашевелилось, люди начали размышлять. Ну не вся страна, но интеллектуальная элита, «недодушенный» средний класс. Потому что, если мы и дальше вот так будем «развиваться», нам придет кирдык. Нужны новые харизматичные люди, а родить их может только гражданское общество. В альбоме мы постарались освободиться от штампов «ДДТ», от классического звучания русского рока — хотели, чтобы саунд был современным.
-То есть модным?
— Нет, мода — это сиюминутное:
мини-юбки , прически… А современность — это другое, это самые животрепещущие вопросы сегодняшнего дня. Мы возим с собой четыре трейлера аппаратуры, большие экраны. Таких идиотов больше нет в стране, потому что это сжирает все деньги. Но большие программы нужны для развития музыки.
Вокруг так интересно!
— А вы сами
— Ну, все мы собираемся начать новую жизнь в понедельник… Правда, уже в четверг все возвращается на круги своя. Если вы в себе взращиваете свободную личность и бережете ее, вы не станете вестись на пропаганду, вы будете включать свою голову и свое сердце. Я вообще по натуре крайний индивидуалист. Хотя, конечно, я понимаю, что, раз мы живем в государстве, мы должны подчиняться законам,
по-другому не выжить. Но внутреннюю свободу никто не отменял. А это огромная вселенная. Как говорил один монах, «две тайны есть в мире — Господь и человек». Посмотрите: мир становится шире благодаря Интернету, современным достижениям. Вот нанотехнологии — это такая дурь, и она так интересна! Мне нравится читать книги о квантовой механике, об экономике…
— Когда успеваете?
— Ночью после концерта. Я против механистического существования. Ну чем занимается большая часть человечества? Родился, учился, женился, пришел с работы, съел котлету с макаронами, переспал с женой, летом съездил на юг, позагорал, выпил, закусил, умер. Это тоска! Ведь есть еще и душа, всегда юная и вечная.
— Кстати, об Интернете — у вас есть страничка в одной из социальных сетей…
— О господи, угораздило меня там зарегистрироваться! Мне ребята сказали, что у нас тогда больше народу на концерты придет.
— А Макаревич говорит, что Интернет убивает современную музыку. Вы согласны?
— Нет. Может, он убивает конкретно Макаревича? Ну не работает у нас авторское право — я к этому отношусь, как к дождю. Хотя и прошу покупать наши диски, чтобы поддержать отечественного производителя. И кстати, сейчас многим уже стало стыдно скачивать альбомы, совестливых людей становится все больше. Или, может, я идеалист старый?
Высоцкий бы в гробу перевернулся
— Выделяете ли вы
— Да у меня и денег таких нет. Вообще талантливому пацану или девчонке ничего не надо: если есть свое лицо, свой почерк, актуальность, искренность, это всегда будет востребовано. Ко мне приходит много молодых людей. Я спрашиваю: «Что вы слушаете?» — «Как что?! «Кино». — «А поэт у вас какой любимый?» — «Как какой?! Пушкин». Если человек хочет быть большим оригиналом, он должен все прочитать, переслушать, изучить — и все забыть! Иначе он будет вечно изобретать колесо.
— Что вы думаете о фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой»?
— Думаю, что я не пойду смотреть это кино. Я уже видел маску Тутанхамона и даже был в мавзолее. У меня настолько свежа память о живом, энергичном лице Владимира Семеновича. Я, знаете ли, давно разошелся с Никитой Высоцким — после того как он стал устраивать концерты, где наши нафталиновые звезды поют песни Высоцкого под фонограмму. Я Никите сказал: «Твой папа в гробу переворачивается!» Меня от таких шоу коробит. Я не думаю, что это правильный путь его популяризации. Высоцкий, Галич, Шукшин, Астафьев, Вампилов, Тарковский — это авторы, на которых наше поколение выросло, старшие товарищи наши. И делать из них чучела… Знаете, как Гафт сказал: «Я боюсь умереть — а то вдруг меня тоже Безруков сыграет!»
Застолье на Красной площади?
— В Нижнем Новгороде вы не впервые. Как вам кажется, меняется ли город?
— Да, я у вас сто раз был. И друзья здесь есть, которых встречал в горячих точках. Вашего Полковника очень любил, царствие ему небесное… Город меняется. В какую сторону? Ну, евроремонт! (Смеется.) Детсадов и школ мало, зато кабаков полно, все сверкает, небоскребы строятся — везде Чикаго!
— В следующем году вам исполнится 55. Как отметите?
— Накрою столы на Красной площади! Я давно не праздную дней рождения. 25, 30 лет творчества для многих музыкантов — повод напомнить о себе. И у нас был такой грех — хотели собрать побольше публики. Но это очень попсовый ход. Мне стилистически это не нравится,
как-то это нерок-н-ролльно . Я всегда говорю, что творчество — это бесконечный проигрыш. Вы никогда не победите, если вы занимаетесь творчеством. Будет несколько секунд эйфории, а потом бесконечное недовольство собой: ужасные строчки, банальные метафоры… Если ты чувствуешь себя победителем, звездой, почиваешь на лаврах, ты умираешь! И идешь варить суп на Первом канале…
— А Новый год тоже не признаете?
— Это праздник для детей и алкоголиков. Я люблю Рождество. Там чувствуешь, что все иначе, все заново…
— Собираетесь ли
— Вы знаете, что людям мешает бросить пить? Молодость, уверенность в будущем и оптимизм. А когда ты всего этого лишаешься, ты перестаешь бухать! Если серьезно, мне пить совсем не хочется. Мне настолько нравится жить и работать, что жалко тратить время на эту дурь.
Ольга ГОРНОВА.