Основной обсуждаемой правоохранительной новостью стала, конечно же, публикация на официальном сайте МВД России проекта государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности». Он дает неутешительный прогноз на ближайшие 3 — 5 лет в нашей стране: увеличение социальной напряженности, а вместе с ней и преступности.
Бреши закроют триллионами
А виной всему, по мнению авторов проекта, экономическая ситуация с ростом инфляции, высоким уровнем безработицы, социальным расслоением.
Между тем сама официальная статистика ведомства по текущему году (которая также находится в открытом доступе) показывает, что у нас все, как говорят, под контролем. Так, в целом по России с января по октябрь этого года было зарегистрировано 518 900 преступлений в общественных местах и на улицах, что всего на 3 процента больше аналогичного периода прошлого года. А в Нижегородской области за этот же период тот же показатель за год даже снизился с 22 689 до 20 469 случаев.
Противостоять росту преступности разработчики госпрограммы предлагают посредством солидного финансового подкрепления. Для этого из федерального бюджета, по расчетам инициаторов, потребуется в 2012 — 2020 годах 9,8 триллиона рублей.
Причем на первом этапе планируется потратить деньги, в том числе и на «минимизацию неблагоприятных последствий проводимых в настоящее время преобразований системы МВД, связанных с сокращением штатной численности органов внутренних дел, перераспределением функций и утратой определенных наработок и связей по причине реорганизации отдельных подразделений и служб».
Сам собой напрашивается вопрос: зачем же нужно было замышлять реформу МВД, чтобы потом тратить колоссальные деньги на борьбу с ее последствиями?
Хотели как лучше…
— Во время нынешней реформы МВД произошло сокращение так называемых «рабочих» лошадок, оперативников, сотрудников ППС, гаишников. То есть тех, кого не надо было бы сокращать, — констатирует председатель общественного совета при Управлении на транспорте МВД России по ПФО, председатель регионального отделения Международной ассоциации полицейских Владимир Доброгорский. — Я разговаривал со многими сотрудниками, и они жаловались, что на оставшихся сейчас легла огромная нагрузка. Чувствуется, что остро не хватает «штыков». И в этой ситуации действительно можно прогнозировать снижение показателей раскрываемости преступлений.
Понятно, что с уходом опытных сотрудников общий профессиональный уровень органов снизился. По мнению Владимира Доброгорского, его восполнение займет немало времени.
Реформа на самом деле преследовала благие цели, в том числе и такую, как поднять престиж правоохранителей посредством повышения зарплаты. Но ведь одними деньгами всех проблем не решишь.
— Дайте сейчас сотруднику полиции зарплату в 150 тысяч. Но эффективность его работы если и вырастет, то максимум процентов на 10. Ведь психологию, отношение к делу сразу не изменишь. А в основе всей работы полицейского должно находиться отношение полицейского к гражданам, защита их интересов, — считает наш собеседник. — За границей, например, даже руководителей полиции совсем не интересует статистика. Главное для них — как его подчиненные отреагировали на преступление. И население видит, что полицейский хочет помочь. У нас нередко приходится наблюдать иную ситуацию. Приехавший на место преступления полицейский первое, что заявляет потерпевшему, это почти дежурная фраза: «Ну это никогда не раскроешь»…
Ольга МАКАРОВА.