Ромео и Джульетта на японский лад

Ромео и Джульетта на японский лад

Девочка в белом рассыпает снег. Женщина в черном подставляет ладони и в каком-то оцепенении созерцает снежинки. С шестнадцати лет и до конца жизни она будет возносить молитвы за покой души своего любимого, совершившего трагическую ошибку. «О-Нацу» — японская опера, которую нижегородцы смогли посмотреть в Арсенале. И, вероятно, впервые в жизни послушать спектакль на старояпонском языке.

Иссей Цукамото, композитор с блестящим европейским образованием, написал эту оперу на тему очень популярной пьесы «О-Нацу и Сэйдзюро» драматурга Тикамацу Мондзаэмона. В свою очередь, пьеса, как сейчас говорится, основана на реальных событиях, имевших место четыре с половиной века назад.
Неравная любовь богатой девушки О-Нацу и красивого приказчика Сейдзюро, обреченная на печальный конец, была отягощена еще и обвинением в краже, что повлекло непоправимые последствия для влюбленных. И как наверняка и в былые времена, женщины в зале Арсенала вытирали глаза платочками.

Строго говоря, «О-Нацу» — не совсем опера в классическом понимании жанра, но близка к японскому ута-моногатари, «песенному повествованию», где небольшие сцены перемежаются с прозаическими вставками. Хотя музыкальный язык оказался совершенно доступен нашему слуху и походил то на импрессионизм, то на музыку к полнометражным аниме — очень поэтическую, трогательную и напевную.

Постановку осуществила воспитанница мастерской Романа Виктюка Светлана Григоруца, в качестве художественного руководителя и дирижера выступил Александр Соловьев — молодой, но уже весьма титулованный дирижер, работающий, в частности, в хоре Свешникова и театре «Ленком». В данном случае он дирижирует ансамблем японских и европейских инструментов и концертным хором московского педуниверситета. Роль О-Нацу исполнила лауреат Всероссийского конкурса Bella Voce Ольга Веселова, обладательница изумительно льющегося голоса и невероятной пластики, а Сейдзюро сыграл солист Музыкального театра имени Натальи Сац Лев Красовицкий.

Удивительно, но факт: минимум постановочных ухищрений, спецэффектов и выразительных средств, очень простое (хотя и изысканное) оформление, очевидные драматургические ходы — но спектакль берет за душу, и потому не сходит со сцены.

Мария ФЕДОТОВА.

Справка «НН»

Опера «О-Нацу» была поставлена в ноябре 2005 года силами студентов Московской консерватории специально к приезду Иссея Цукамото в Москву и предполагалось, что спектакль будет показан лишь однажды. Композитору очень понравилось и зрителям тоже. Гости из Страны восходящего солнца были поражены профессионализмом наших исполнителей и их тонким пониманием традиционной японской культуры.

Следите за нашими новостями в удобном формате