Больше трех десятков отечественных психиатров и наркологов выступили против принудительного лечения наркоманов. В своем обращении к председателю Российского научного общества психиатров медики раскритиковали предложение Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков ввести в стране «недобровольную госпитализацию» больных наркоманией.
Когда убеждение бесполезно
Сейчас законопроект ФСКН, по которому за незначительные преступления наркозависимым предусматривается принудительное лечение «в качестве альтернативного или основного наказания», проходит согласование с министерствами юстиции, здравоохранения и соцразвития РФ.
— Медицина не выполняет полицейских функций. Не надо принуждать их лечиться. Их надо мотивировать отказываться от наркотиков, — считает главный нарколог страны Евгений Брюн.
В ответ на это руководитель ФСКН Виктор Иванов подчеркнул, что нужно не возрождать канувшую в Лету советскую систему ЛТП, в которых принудительно лечили алкоголиков и наркоманов, а создавать нечто новое, что бы мотивировало и стимулировало наркозависимых лечиться.
— Недобровольное лечение должно быть! Для той части пациентов, которая ведет асоциальный образ жизни, избивает своих родственников, выносит из дома вещи на продажу, ворует, — считает главный врач наркологического диспансера Нижегородской области Валерий Тарасов. — Даже те, кто лечится добровольно, да, формально они дают согласие на лечение, но на самом деле они не хотят лечиться. Если удается наркозависимого убедить в необходимости лечения, то лечение будет эффективным.
Без реабилитации
Но смысл, по убеждению нижегородских наркологов, в лечении есть всегда. Даже если к нормальной жизни вернется лишь треть пролеченных, то этим нужно пользоваться.
Огонь тушат керосином
— Вряд ли можно говорить о мотивации наркоманов. У них и так ее нет. Эти люди себе не принадлежат. Они рабы наркотиков. Большую часть их нужно запирать и лечить принудительно, — соглашается с коллегой
А на возражения правозащитников о правах наркозависимых нижегородские врачи подчеркивают, что права могут быть у человека, который адекватен и за свои действия отвечает. И защищать нужно права законопослушных граждан.
Врачи сходятся в одном: каким бы ни было лечение — принудительным или добровольным, оно должно быть официальным.
— В США существуют лечебные лагеря, куда привозят людей по решению суда. Каждому, кто туда попал, надевают браслет, фиксирующий передвижение. Условия содержания там сносные, наркозависимые занимаются трудотерапией, — привел пример Александр Польщиков. — А кто у нас занимается их лечением?
Действительно, за последние годы Россию наводнили так называемые реабилитационные центры. «Благотворительная организация», «избавляем от наркозависимости», «упрощенный прием и бессрочное пребывание» — примерно так они сами о себе заявляют. Но никто толком не знает, что это за центры, кто их финансирует и чем именно они там занимаются. Только представьте, сколько нужно денег на бессрочное лечение наркомана.
— Как правило, такие центры организуют западные волонтеры. Но на Западе (в США, Канаде, Скандинавии) наркоманов лечат метадоном. Это синтетический наркотик, в шесть раз тяжелее героина. Подсаживаются на него еще быстрее, чем на героин. Это все равно что тушить огонь керосином, — предупредил Александр Польщиков. — В России метадон снят с производства и запрещен к применению на людях.
Анастасия ИЗМАЙЛОВА.
Цифры
Как рассказала «НН» ответственный секретарь антинаркотической комиссии Нижегородской области Валентина Федотова, по данным регионального министерства здравоохранения, по состоянию на 1 января 2011 года на учете в наркологическом диспансере Нижегородской области состояло 8516 потребителей наркотических средств и психотропных веществ. Из них с диагнозом «наркомания» — 5593 человека.
Показатель распространенности по итогам 2010 года наркологических заболеваний на 100 тысяч населения в регионе составил 168,3, в то время как по ПФО — 246,6, а по РФ — 245,5.
Среди несовершеннолетних нижегородцев в 2009 году наркозависимых числилось 109 человек, а в
2010-м — 117.В прошлом году в нижегородских учреждениях здравоохранения лечение получили 3310 больных наркоманией и токсикоманией, что на 7,2 процента больше, чем годом ранее.