— Добрый день, мы хотим сделать большой заказ: десять роллов «Краб Хаус» с крабами и угрем, что по триста десять рублей за штуку, десять роллов «Дракон» с угрем и авокадо — по триста, десять роллов «Филадельфия» с копченым лососем и авокадо — по 190 целковых. Добавьте пять бутылочек японского пива Asahi, пять — Holsten Premium и пять Tuborg Green, — бархатный голос в трубке не оставлял сомнения, что заказчик вполне респектабелен и не поскупится на чаевые.
Время «сенокоса»
Потом звонивший, кстати, представившийся прокурорским работником, попросил еду и алкоголь доставить к входу в нижегородскую прокуратуру не позднее чем через 45 минут и собрался выйти к проходной. А в довершение попросил:
— Только, пожалуйста, приготовьте сдачу заранее: в наличии у меня две пятитысячные купюры и совсем нет мелочи!
Предпраздничные дни для индустрии гостеприимства — время «сенокоса». Предновогодние же «междусобойчики» — особо приятная пора. Так думал и Иван М., зарабатывающий на хлеб насущный доставкой готовой еды для состоятельных клиентов. Во время таких приятных размышлений его и застал повторный звонок. Обладатель респектабельного голоса просил, пока готовятся роллы и суши, не теряя времени, заехать в гипермаркет, прикупить пару бутылочек хорошего шампанского «для капризных дам». При получении с ним расплатятся, адекватно оценив услужливость. И когда простодушный доставщик позвонил, чтобы уточнить, вино какого региона предпочитают в это время суток пить представительницы прекрасного пола, последовала еще одна просьба: разгулявшийся заказчик просил положить на три продиктованных номера по полторы тысячи рублей…
— Доставку готовой еды заказывают люди не бедные. И если их все устраивает, в предновогоднем настроении они щедры на чаевые. Поэтому и последняя просьба не показалась мне странной, — удивляется задним числом своей доверчивости Иван.
Надо ли объяснять, что у входа в прокуратуру не удалось обнаружить ни следов «кутилы», ни денег…
Только за минувшие субботу и воскресенье так обманули около десяти баров. Впрочем, в поле зрения жуликов попали не только заведения японской кухни.
Телефонный «развод»
— Мы тоже столкнулись с такой схемой «развода», — рассказывает администратор специализирующегося на доставке готовой еды одного из
— Нас дважды пытались обмануть. Один раз удалось избежать потерь: заказ на пять тысяч рублей вынужденно забрал себе управляющий, что называется, домой на ужин. А во второй раз водитель все же положил деньги на телефон шулерам, — признается администратор компании «Автосуши» Игорь Петров.
— Нам тоже звонили: один раз — из «Автозаводской ГАИ», второй — из «прокуратуры». На первый подвох администраторы кафе попались, на второй — нет. Советую в таких случаях спрашивать номер стационарного телефона, чтобы перезвонить и уточнить. Как только я поинтересовался номером телефона, тут же отключились, — признается администратор одного из кафе.
Елена КУЛЬЧИЦКАЯ.
Комментарий
Анастасия ЗАХАРОВА, юрист:
— Казалось бы, признаков хищения формально нет: жертва добровольно пополняет счет незнакомого номера телефона. Но если рассматривать действия мошенников как причинение имущественного ущерба путем обмана, действия могут быть квалифицированы по двум статьям Уголовного кодекса: статье 159 УК «Мошенничество» или статье 165 «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием».
Пойманному мошеннику это грозит штрафом до трехсот тысяч рублей либо принудительными работами с ограничением свободы на срок до одного года.