Посетив исправительную колонию N 1 в городе Дзержинске, работники аппарата уполномоченного по правам человека в Нижегородской области, начальник отдела Михаил Синицын и консультант Александр Федоров, наблюдали вроде бы идиллическую картинку.
Осужденные сидят на лавочках перед своим "отрядом" и травят байки.
Хотя должны, согласно закону, исправляться трудом.
В Уголовно-исполнительном кодексе сказано, что каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться.
Послабление в этой части сделано для сидельцев, достигших пенсионного возраста - они вправе не трудиться.
Труд, как известно, облагораживает, а заключенных, убежден законодатель, исправляет.
Не случайно отказ от работы считается не простым, а злостным нарушением порядка отбывания наказания. А еще не так давно администрация читинской колонии даже не давала знаменитому подопечному Михаилу Ходорковскому встречаться с адвокатом, поскольку бывший олигарх, а нынешний зэк обязан неустанно трудиться.
В свое время почти все осужденные действительно привлекались к труду, повышая профессиональные навыки да и зарабатывая лишнюю копеечку. Но пришли 1990-е годы с провалом в оборонном и иных госзаказах, с разрывом кооперационных связей, с тем еще, что отдаленность некоторых колоний сделала дорогой транспортировку. В результате, как отмечено в докладе уполномоченного Василия Ольнева за 2005 год, в прошлом году привлекались к труду лишь 30 процентов нижегородских заключенных.
Это даже при том, что работа осужденных оплачивается очень низко и должна бы быть привлекательной для потенциальных работодателей.
В этом году занятость осужденных вновь сократилась, что характерно и для 1-й колонии. Если в 2005-м выходило на оплачиваемые работы 26 процентов здешнего контингента, то в 2006-м - только 18. Осужденным перепадают разовые заказы на пошив рукавиц и прочих немодельных изделий.
Между тем заработки позволяют осужденным не только купить себе сладости или курево, но и выплачивать ущерб пострадавшим от их преступлений. Этот ущерб, как правило, исчисляется в десятках тысяч рублей. Но из-за отсутствия заработков долг потерпевшим зачастую не возмещается, и по этой причине суд не позволяет осужденным досрочно выйти на свободу. Получается замкнутый круг: поведение осужденного свидетельствует о его исправлении, но долг им не возмещен, и он продолжает коротать дни в колонии целиком за государственный счет. Ни государству никакой пользы, ни потерпевшим от преступления.
Дефицит рабочих мест порождает и конфликты. Осужденные стали чаще жаловаться уполномоченному по правам человека на то, что их необоснованно отстранили от работы, сообщил нам начальник информационно-правового отдела Владимир Окмянский.
В этой ситуации администрация 1-й колонии стремится сделать содержательным хотя бы досуг осужденных.
Здесь имеются богатая библиотека (основным спросом, кстати, пользуется классика), видео- и спортивный залы.
Тем не менее вопрос занятости осужденных остается острым. Кого мы получим в лице освободившихся и якобы исправившихся граждан, привыкших к безделью и не имеющих никакой специальности?
Не отсюда ли отчасти и рецидивы возврата многих к преступному промыслу? Хотелось бы пригласить к разговору на эту тему представителей службы исполнения наказаний.
Петр ПШЕНИЦЫН.