Кому гожий урок божий?

Кому гожий урок божий?

У родителей новость, их чада будут изучать в школе религиоведение. Это вызвало неоднозначную реакцию. С точки зрения закона, прежде всего основного — Конституции, отношение к религии — личное дело каждого. К тому же церковь официально отделена от государства, на котором лежит забота об образовании своих граждан. Вот и считают многие, что в очередной раз чиновники от образования переборщили. Впрочем, стоит разобраться, что это за новый курс в школе.

Можно выбирать

Через пару недель начнет действовать каскадная модель обучения сначала тьюторов (консультантов), а с их помощью — педагогов в каждой школе для введения нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).

Заведующий кафедрой Нижегородского института развития образования Вячеслав Романовский подтвердил, что непосредственное внедрение еще одного гуманитарного школьного предмета откладывается с апреля до осени. Учебный курс вводится в связи с изменившимися федеральными стандартами, а они пока до четвероклассников не дошагали.

Кстати

Рекомендациями министерства образования определено, что уроки ОРКСЭ вести станут светские педагоги. Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер. Общая цель — не привитие религиозных знаний, а воспитание личности гражданина посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям. Все модули курса группируются вокруг базовых ценностей — «Отечество», «Семья», «Культурные традиции». Ученики получают представление и о других модулях.

Педагоги новых предметов появятся в классах на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. Те учителя, кто взялся за освоение курса, говорят, что по месту в учебном плане и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, уроки ОРКСЭ дополняют обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир». С другой стороны, этот курс предваряет изучение предмета «История».

В 19 регионах страны «религиоведение» малышам 4-5-х классов в разных вариантах уже попытались преподать. Нижегородская область не экспериментировала и учится на их опыте. Отмечено, что дети на этих уроках становятся добрее и терпимее.

Между тем

41,5 процента родителей учащихся четвертых классов школ Нижегородской области выбрали курс «Основы православной культуры», 45,6 процента — «Основы светской этики», 12,2 процента — «Основы мировых и религиозных культур», 0,6 процента — исламскую культуру, 0,03 процента — буддийскую культуру, 0,1 процента — иудейскую.

— Во всех школах области мы провели родительские собрания с мамами и папами учащихся четвертых классов, объяснили суть нововведения, что можно выбирать, на что направлены занятия и для чего они, — поясняет начальник отдела областного министерства образования Виктор Шмелев. — Курс состоит из шести различных модулей на выбор родителей. Школьник будет изучать только один модуль, а класс разделится на группы по примеру изучения иностранных языков. Курс рассчитан на 34 урока.

Научить учителя

— При министерстве создали рабочую группу, — продолжает Виктор Шмелев, — в которую, кроме наших специалистов, вошли представители Нижегородской епархии, духовного управления мусульман, еврейской общины Нижегородской синагоги и Буддийский центр Алмазного Пути города Нижнего Новгорода.
Нижегородский институт развития образования планирует обучить полторы тысячи педагогов. Примерно 685 человек будут учить детей основам православной культуры, столько же готовятся вести уроки светской этики, 200 педагогов — мировые религиозные культуры, и по остальным направлениям — около 60 педагогов.

Не потеснит ли новый предмет другие важные гуманитарные курсы? За счет таких предметов, как литература и история, его вводить вроде бы не собираются, но и ответить, вместо каких часов пойдет учеба, никто пока не может: не было распоряжения федерального министерства. Не потеряется ли воспитательная цель уроков из-за углубленных монорелигиозных погружений? А это как раз зависит от тех, кто сядет за учительский стол.

Вера ЧЕБОТАРЕВА

Мнение

Ирина КОЛЕУЩЕНКО, учитель математики, заведующая учебной частью нижегородской школы № 18:

— Уверена, что введение в школьную программу уроков светской этики, знакомство детей с религиями, духовными учениями, обрядами, традициями — это правильное решение. Более того, я думаю, что это нужно было сделать давно, может быть, тогда процесс воспитания детей в школе проходил бы эффективнее и во многих случаях можно было бы избежать некоторых внутренних конфликтов, семейных драм.

Большинство из нас воспитано в атеизме, и даже те, кто ходит в церковь, порой теряются. Потерян целый пласт культуры, на котором воспитывались поколения. Вот было Рождество, объявленное официальным праздником, но большинство вспоминало только Новый год, а что-то важное все мы снова и снова пропускаем в жизни…

Я давно работаю в школе и год от года наблюдаю, какими становятся дети. Черствость, грубость, отсутствие милосердия, перевес материальных ценностей над духовными — можно перечислять и перечислять то, что незаметно входит в нашу жизнь и никем не корректируется. Кто-то обязательно скажет: «Вот вы, учителя, и воспитывайте молодое поколение». Поверьте, настоящие педагоги делают все, что возможно. Но влияние извне очень сильно — чего стоит один Интернет с его бездушным ворохом информации. Иногда говоришь и видишь — в ушах-то у ребенка наушники, а ты распинаешься…

Учителю теперь верят не так, как раньше. Не секрет, наверное, что в последние три десятилетия отношение к педагогам изменилось в худшую сторону. К сожалению, многие дети и родители считают неудачниками тех, кто выбирает профессию не по деньгам, а по призванию. Я очень надеюсь, что с приходом в школу еще одной духовной составляющей школьная связь детей и взрослых будет крепнуть.

Вести уроки, конечно, будет светский педагог, мы его специально подготовим, а сейчас внимательно ищем кандидатуру. Тут не должен быть просто историк, учитель обществоведения. Мы провели в школе опрос. Родители наших четвероклассников проголосовали за один-единственный модуль — общий курс. Думаю, что на какие-то занятия все-таки будем приглашать священнослужителей. Ни в коем случае не для того, чтобы привлечь детей к церкви (каждый сам выбирает себе религию), а с тем, чтобы духовная культура многих народов нашей страны с юных лет органично входила в жизнь ребят.

Экспресс-опрос

Мария САРТАКОВА, мама пятиклассницы:

— У меня двое детей, сын уже в седьмом, дочь в пятом. Мне жалко ребят, у них просто бешеная нагрузка, в школе полно всяких нововведений, не очень понятных родителям, например профильные классы. Я не против, чтобы изучали основы религий, думаю, что это и раньше было в курсах истории или обществоведения. Ввести еще один обязательный предмет для младших школьников — это значит нагрузку увеличить, а ее надо снижать.

Наша семья православная, и, если честно, я лучше бы допустила, чтобы в школу приходили пообщаться с детьми настоящие священники. Они специально учатся, они знают, как выправлять человеческие души. Дети, безусловно, нуждаются в таком общении. Очень боюсь, что, как бы ни готовили светского преподавателя, он все равно останется предметником, историком, будет левой ногой, извините, подхалтуривать. Действительно, среди детей много злобы, вы посмотрите, в какие компьютерные игры они играют, там сплошь убийства и оглупление. Им нужен настоящий, а не школьный проповедник.

Александр ВОЛОШИН, папа третьеклассницы:

— Судя по всему, моя дочь с нового учебного года уже начнет изучать этот предмет. Вспоминаю, как в вузе мы спросили преподавателя основ религий, верит ли он сам во что-нибудь? А он ответил нам: «Я атеист». Вот я против таких, им не поверят. Думаю, что к вере человек должен сам прийти душой, а новый курс, боюсь, начнет навязывать то или иное. Я вот впервые посетил церковь, когда мне было тридцать, и уверен, что это правильно: у каждого свой путь к Богу, и дело это очень интимное, личное. Нельзя состряпать из него предмет школьного изучения. Впрочем, если бы изучались различные направления, традиции, чтобы, например, знать обычаи тех или иных народов, то это было бы полезно. Люди должны понимать других, ведь наша страна многонациональна. Но обучение должно идти в курсе истории, а не отдельно и не вытеснять основные предметы.

А как у них?

Согласно данным Международного бюро просвещения ЮНЕСКО, преподавание религии фигурирует как обязательный предмет в учебных расписаниях 73 из примерно 140 изученных стран — как минимум однажды в течение первых девяти лет школьного обучения. В 54 из этих стран среднее время, уделяемое религиозному просвещению в первые шесть лет школьного обучения, составляет около 8,1 процента от общего объема. Самый высокий процент религиозного образования в Саудовской Аравии — 31 и Йемене — 28 (речь идет о первых шести годах школьного обучения).

По американским законам преподавание религии в общественных школах не разрешено (за исключением тех случаев, когда о религии рассказывается с нейтральных, академических позиций). Если учитель или школьная администрация выказывают предпочтение какой-либо из религий, это расценивается как нарушение конституции.

В Великобритании в программе государственных школ обязательно должно присутствовать религиозное образование, а также проводиться ежедневные молитвы. Два года назад школьные власти решили задуматься над введением курса атеизма, агностицизма и гуманизма. Предлагается курс религиозного, философского и морального обучения.

В Греции, где очень сильны позиции православной церкви, а население весьма однородно в конфессиональном плане, религиозное обучение является неотъемлемой частью учебного процесса. В статье 16-й греческой конституции говорится, что образование составляет основную задачу государства и включает в числе прочего развитие национального и религиозного самосознания населения.

Германия даже статьи конституции посвящает вопросам школьного дела и религии. Религиозное обучение проводится в соответствии с принципами религиозных объединений, при сохранении права на надзор со стороны государства. Дети, которые не хотят посещать уроки религии, должны ходить на уроки этики или философии.

Во Франции радикально ратуют за разделение школы и религии, где закон об отделении церкви и государства вышел еще в 1905 году. Школа руководствуется принципом религиозной нейтральности. Вновь вступил в силу запрет на «демонстративные» религиозные символы в школах — прежде всего это касается платков-хиджабов у мусульманских девочек, иудейских кип и вызывающе больших христианских крестов.

Следите за нашими новостями в удобном формате