Зрителей заставят додумывать

Зрителей заставят додумывать

Популярную у режиссеров пьесу Ива Жамиака «Месье Амилькар, или Господин, который платит» поставил на малой сцене Театра юного зрителя Виктор Симакин.

Семейный боекомплект

Странный господин (Анатолий Чухнов) нанимает, как на работу, «семейный комплект в полной боевой готовности»: в дочери приглашает разбитную девицу с улицы (Дарья Андреева), в жены — актрису (Светлана Рязанова), а в закадычные друзья — художника-неудачника (Александр Шмелев). Поначалу избранники месье Амилькара сильно недоумевают по поводу выгодного, но необычного предложения, однако любопытство и нужда берут верх, и они соглашаются на сделку.

«Не верю!» — говорит герой, когда наемники изображают друзей и родственников безалаберно, натужно, развязно и ненатурально. Требует достоверности. Собственно, как режиссер от актеров. Постепенно вживаясь в свои роли, герои вроде бы проникаются настоящим чувством к «отцу», «мужу» и «другу», а их нереализованные таланты расцветают на глазах. Родные и посторонние верят или не верят этому домашнему спектаклю, подыгрывают или пытаются разоблачить…

Вот только как в итоге разобрать, где правда, где ложь, где заканчивается игра и начинается жизнь? И было ли в той игре хоть что-то настоящее?

Вопрос доверия

Похоже, Нижегородскому ТЮЗу до сих пор аукается достопамятный конфликт и раскол труппы: такое впечатление, что у режиссера просто-напросто ограничен выбор артистов и не всегда можно найти точно попадающего в роль. Оттого зрителям приходится дорисовывать, додумывать сценические образы. А заодно и смысл спектакля. Актеры в «Месье Амилькаре» как будто сами себе хозяева: порой выразительны и точны, местами переигрывают, а где-то просто ходят и произносят текст. У кого-то «выход» получается великолепным, как у Ираиды Троицкой. А некоторым проявлениям персонажей не веришь так же, как месье Амилькар своим «работникам».

За отдельными сценами, диалогами и стычками не видно цельного авторского замысла и основополагающего конфликта. Каковы мотивы главного героя? Бесконечное одиночество и разочарование в людях? Мечта «маленького» человека о красивой жизни? К чему ведет режиссер, что из всего увиденного следует?

К достоинствам постановки можно отнести интересное внешнее обрамление (тут вам и стильный французский шансонье, и фотографии парижских улиц, как виды из окна, и красно-черный лаконичный интерьер), а также настоящую камерность спектакля, которая делает лучшие его моменты действительно проникновенными.

Ольга ГОРНОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате