У цыгана на Бору

У цыгана на Бору

Отлаженная система О наркотиках на Бору впервые заговорили предположительно в самом конце 80-х годов, через несколько лет после того, как в Нижегородской области появился (транзитом через Литву) крупный табор молдавских цыган. После нескольких лет спекуляций косметикой, а затем при Горбачеве спиртным цыгане перешли на торговлю наркотиками. К началу 90-х в смуглых руках борских цыган оказалась монополия на торговлю "ширкой" - ацетилированным опием. Из всех наркотиков опийной группы это зелье наиболее просто в приготовлении и наиболее дешево, на порядок дешевле героина. Соответственно оно доступно почти для любого нарика, и спрос на него изначально оказался бешеный.
А поскольку "ширки", кроме Бора, достать было негде, то и потянулись туда наркоманы со всей области. Дзержинск, Кстово, Нижний, даже Шахунья - вот далеко не полный список городов, откуда приезжали на Бор за "лекарством". Недаром из нескольких тысяч наркоманов, привлекавшихся к административной ответственности за "немедицинское употребление наркотических веществ" за последние три года, борчан едва ли 10 процентов...
Система продаж превосходно отлажена, борьба же с наркодельцами затруднена предельно. Дело в том, что почти вся торговля наркотиками сосредоточена на Бору, повторим - в цыганских руках. Это создает дополнительные трудности: как бы "вольное" племя - на самом деле одна из наиболее "жестких" корпораций на земле с твердо выстроенной "вертикалью". Главы семейств- кланов к наркотикам не подходят и близко. Торгуют либо женщины, как правило молодые, дочери и снохи "баро шэро", либо - чаще - русские работники, "халдеи" на жаргоне. Торгуют, как правило, мелким оптом. Розничные же продажи осуществляют "бегунки"-наркоманы; только они и вхожи на "базу", и только их и посылают на "дело", обычно - за дозу. Перевозки зелья, а в последнее время и "диспетчерские" функции осуществляют водители автомобилей, так нарковозами и именуемых. Подобных наркотаксистов более двухсот, и практически все они прекрасно известны органам. И - неуязвимы: сам водитель нарковоза к зелью не прикасается. Так что даже если и тормознут его машину, то он наигранно ужасается и выражает готовность быть свидетелем обвинения. Это ему хозяевами в вину не ставится: таковы правила игры...
Говорят законы Вопрос, который неоднократно доводилось слышать от задержанных нариков: "А чё вы, начальники, с нами-то боретесь? Вы боритесь с теми, кто нам продает!" Вопрос законный, надо это признать.
Но! Не укажут ли господа, и отнюдь не только наркоманы, каким образом следует бороться с наркодельцами в рамках действующего законодательства?
"Этническая составляющая" борского наркобизнеса крайне затрудняет работу милиции и ФСКН. Цыган на Бору, по совершенно официальным данным, около 3 тысяч человек, дислоцированных в основном в поселках Пикино, Неклюдово, Тесовая.
Внедрить агентуру в их среду крайне трудно: "гайджо", как они называют всех не цыган, доверием не пользуются, а "барабанить" внутри клана на собственных родичей... Бывает, конечно, но крайне редко. Это усугубляется полурабским положением молодых женщин в таборах: мужья и свекрови сдают их без всякого зазрения совести. Потому-то непропорционально велико число цыганских наркоторговок, а мужчины попадаются редко...
"Наркотические" особняки прекрасно известны. Известны и дельцы, наживающиеся на крови и слезах наших детей. Только "известность" эта - еще не повод для ареста. Сперва следует провести контрольную закупку зелья, затем - вторую. Только после этого сбытчик может быть задержан.
Затем, после длительной "любовной переписки" с судами и прокуратурами, можно получить (или не получить: известны случаи, когда и трех "закупов" не хватало!) ордер на обыск "базового" особняка.
В девяноста девяти случаях из ста гора рождает мышь: при самом удачном раскладе из оборота изымается, помимо некоторого количества зелья, юная цыганочка, которую ее семья "назначает" виновной.
Чаще сдают слугу-"халдея", а то и вовсе валят вину на восьмилетнего ребенка ("куклу" на жаргоне), дескать, с улицы притащил сверток, а мы и недоглядели, что это такое... В результате после визита сыщиков точка продолжает функционировать как ни в чем не бывало.
А то и смешнее бывает: ведь у цыганок детей всегда целая куча, так что большинство из них после задержания выходит на подписки о невыезде влет. И - продолжают торговать...
Так, недавно на том же Бору была арестована наркоторговка, продолжавшая сбывать зелье... во время собственного судебного процесса! Дело было многоэпизодное, в перерывах между заседаниями тетенька домой ходила - ну и чтоб время не терять...
Мало и этого: до сих пор наркоторговля не признана "экономическим" преступлением, так что конфискация имущества дельцам не грозит в любом случае! А стало быть, торгуй не хочу, даже если и попадешься - не страшно. Из тюрьмы выйдешь обеспеченным человеком. Кстати уж сказать, увлечение цыган наркоторговлей и соответственно доступность зелья уже привели к тому, что гигантский процент цыганской молодежи оказался сейчас на игле. Поскольку браки цыгане, как правило, заключают внутри своего племени, то вряд ли натяжкой будет предположить, что через недолгое время этот яркий народ попросту вымрет! Так что не с цыганским народом, а за цыганский народ борются сыщики антинаркотических подразделений! И об этом бы помнить господам "правозащитникам"...

 БОРЬБА-КАК В ПРОРВУ

... Борский межрайонный отдел ФСКН - один из сильнейших в Нижегородском областном управлении. 453 преступления, раскрытых за последние полтора года, 20 килограммов изъятых наркотиков, из них 5 кило героина, 92 человека, отправленных за это время на нары (из них 62 цыгана) - согласитесь, не такая уж плохая реклама работы и отдела, и его начальника, подполковника полиции Владимира Воробьева. Кроме того, ликвидированы 7 организованных преступных групп, одну из которых возглавлял сотрудник Борского УВД, и 20 наркопритонов. Чуть ли не ежедневно приходят сведения о новых изъятых партиях смертельного зелья.
Десятки известнейших наркодельцов разного уровня, в том числе оптовиков, были "изъяты из оборота". Лариса Череповская по кличке Эсмеральда, Кукла Орловская, Пабай Янкешти, Екатерина Юзовенко, Сергей и Андрей Лебедевы, Валентин Вишняков - вот далеко-далеко не полный список крупных борских наркоторговцев, ныне "полирующих нары". Наркоторговля, как раковая опухоль, дает метастазы: Софья, Злота и Екатерина Тодорович - представительницы борского "молдавского клана" - были арестованы в Нижнем, как и еще несколько выходцев из борского табора. О каждом из этих дел - и о десятках других - можно рассказывать отдельно. Но вот беда: "Одного цыгана посадишь - другой торговать начинает. Посадишь его - третий на его место становится. Третьего поймаешь - глядишь, уже первый на воле. А ведь мы не в кино живем: сбор доказательств, их закрепление, задержание, арест (если еще арестуют!), суд (если осудят!). Работа тяжелая, долгая - и как в прорву!" - говорил мне подполковник Владимир Воробьев, вообще- то не склонный к сетованиям на тяжкую жизнь.
Наконец, в этом году был перекрыт канал поставок опия-сырца на Бор, "ширка" сделалась дефицитом. Пересох (лучше сказать, обмелел) ручей нариков, ежедневно отправляющихся на Бор за дозой. То есть пусть со скрипом, но ситуация на Бору начала изменяться в лучшую сторону. Именно этот момент был выбран для челобитной Путину... Ей-богу, не вовремя!

 ЧТО ДЕЛАТЬ?

Со времен Гиппократа главная заповедь врача - "не навреди!". Поэтому прежде всего полезнее было бы прекратить "разоблачительные" истерики, прямо провоцирующие ненависть к правоохранительным органам. Наркодельцы ведь тоже не дураки: прекрасно знают, где на "неудобных" сыщиков управу искать. Мы не так давно рассказывали историю капитана милиции Дмитрия Паршина, арестованного по более чем сомнительному обвинению в вымогательстве взятки. Обвинила его, напомним, крупная наркоторговка.
А ведь случай с Паршиным - далеко не единственный! Второй вопрос - к законодательству. Этническая преступность (вопреки очевидности отрицаемая "на корню" борцами за "права человека") существует, и борьба с ней требует определенных методов. Так, например, давным-давно следовало бы разработать комплекс мер, направленных на интеграцию цыганских таборов в социум.
Чтобы не по два класса заканчивали их дети (более "образованных" таборных цыган я лично встречал единожды и, так сказать, в единственном экземпляре, а вот неграмотных среди них полно!). Чтобы хоть где-то они работали. Чтобы "работала" статья 127-1, запрещающая рабовладение; упомянутые "халдеи" суть рабы, самые натуральные, и это общее мнение всех, хоть немного понимающих проблему! (Тоже, кстати, тема отдельная - и очень интересная!). Много ведется разговоров о применении 174-й статьи - об "отмыве" доходов, полученных преступным путем. Однако суды эту статью наркодельцам практически не вменяют. И нам, дурачкам, предлагается верить, что роскошный особняк "баронессы" Надежды на улице Фигнер в Пикино построен на трудовую копеечку... При том, что снохи ее - Пабай Лютиковна Янкешти и Катя Юзовенко - уже счет судимостям за сбыт наркоты потеряли...
Короче, следует сделать так, чтобы торговля наркотой стала слишком опасна, а потому невыгодна. Что-то надо делать и с нарковозами, пока что для закона неуязвимыми.
Это что касается наркодельцов. Об их же клиентуре, о людях, больных наркоманией, наша газета пишет постоянно. Здесь необходима профилактическая - тяжелая и нудная, но необходимая - работа. Кстати, именно на Бору - сильнейшее в области молодежное волонтерское движение. Однако мало ведь этого! Нужно, чтобы сами жители сказали наркотикам и наркодельцам "НЕТ!". Ведь есть же способы "народного сопротивления": те же народные дружины, функционирующие в Кстове, например.
Да и это полумера: если в каждой семье родителям будет дело до своих детей, то проблема "затупится" сама собой! Как это сделать - давайте думать все вместе. Только для начала поймем, что есть человек, который точно не в силах пресечь наркоторговлю на Бору. Просто времени у него для этого нет, да и ситуацию досконально изучать некогда. Фамилия этого человека - Путин, и максимум, что он может, это управлять нами. Жить за нас ему не под силу. Так что давайте уж сами как-нибудь...
Игорь ГРАЧ.
Автор благодарит сотрудников УФСКН по Нижегородской области и Борского МРО за помощь в подготовке материала.

П Р О В Е Р К А

Вчера прокуратура Нижегородской области приступила к комплексной проверке организации работы по противодействию незаконному обороту наркотических средств в городе Бор и Борском районе Нижегородской области.
Проверка проводится по поручению заместителя генерального прокурора России Сергея Герасимова силами прокуратуры, УФСБ по Нижегородской области и регионального ГУВД, а также управления по ПФО департамента организационно- региональной деятельности ФСКН РФ.
Основанием для ее проведения послужила информация, прозвучавшая в прямом эфире во время ответов президента РФ Владимира Путина на вопросы граждан, о крайне неблагополучной обстановке, связанной с распространением наркотиков на территории города Бор и Борского района области, а также "о бездействии и прямом соучастии в преступной деятельности сотрудников правоохранительных органов". Проверке будет подвергнута деятельность правоохранительных органов города и района по борьбе с наркопреступлениями. Кроме того, будет детально изучена практика рассмотрения Борским городским судом уголовных дел о преступлениях этой категории.
Заместитель генерального прокурора РФ установил двухнедельный срок проведения проверки, ход проверки взят под его личный контроль.
Как сообщалось ранее, президент РФ Владимир Путин намерен поручить Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН, Госнаркоконтроль) обратить внимание на ситуацию с наркоторговлей на Бору.
"Работать по милиции активно. И для этого мы создали соответствующую службу - там свыше 30 тысяч человек, одна из самых крупных служб в мире. Наркоконтроль так называемый. Обязательно поручу руководству этой службы обратить внимание и на область, и на ваш город", - сказал президент, отвечая на вопрос нашей землячки.
Жительница города Бор Нижегородской области во время недавней "прямой линии" пожаловалась - ни много ни мало! - самому президенту России Владимиру Путину на то, что наркоманы по сему славному городу бродят толпами, а ни милиция, ни наркоконтроль на это, дескать, не реагируют: не иначе куплены! Что ж, проблема не выдумана. Однако, на наш взгляд, куда важнее разобраться, как стал Бор "наркотической столицей" области и что нужно сделать, чтобы он таковой быть перестал.

Следите за нашими новостями в удобном формате