…Центральная площадь Павлова… Двухэтажное старинное здание районного Дома культуры. Я поднимаюсь по обшарпанной лестнице, иду вдоль пыльных шкафов с костюмами и попадаю в кабинет директора - тесное помещение, заставленное аппаратурой и музыкальными инструментами.
Именно здесь рождаются сценарии городских праздников. За стеной репетируют музыканты. Здесь сочиняются песни, восхваляющие родной город с почти пятивековой историей. Отсюда же выезжают в самые отдаленные павловские деревеньки музыкальные коллективы.
И именно отсюда летят сейчас письма с призывами спасти павловскую культуру.
Эмоции и факты
Собравшиеся в маленьком кабинетике директора РДК Аллы Клепиковой бойцы творческого фронта города Павлова со слезами на глазах (и даже плача навзрыд) рассказывали о невозможности нормально работать в обстановке постоянных преследований и гонений со стороны начальника отдела культуры павловской районной администрации Людмилы Бельцевой.
Основатель детской художественной школы, бывший ее директор Наталья Пестрякова сетуют на то, что «все их инициативы воспринимаются руководством в штыки».
- Скудные деньги и транспорт для организации мероприятий выбиваются с боем, а в целом финансы расходуются крайне нерационально. В результате чего культурная жизнь в районе постепенно угасает, а если держится еще, так только на голом энтузиазме, - добавила Алла Клепикова.
До поездки в Павлово, я проштудировала объемную кипу жалоб и судебных решений, имеющих отношение к этой истории. Павловским «культурным вопросом» уже много месяцев занимаются не только суды, но и специалисты аппарата уполномоченного по правам человека Нижегородской области. Среди обращений лично к уполномоченному Василию Ольневу есть и коллективное письмо, 16 февраля этого года, подписанное руководителями детской художественной и музыкальной школ, выставочного зала, дома досуга, передвижного клубного учреждения и другими. «У нас нет больше сил работать под руководством чиновника, который показал себя не только безграмотным руководителем, но и безнравственным человеком, втягивая работников культуры в бесконечные судебные тяжбы»- говорится в письме.
Директор РДК
И все-таки апофеозом павловского «беспредела» (словечко из коллективной жалобы) стала ситуация вокруг РДК.
Началось все с мелких придирок к Клепиковой, как считает сама Алла Александровна. Затем она была просто засыпана выговорами. Снимать с себя выговоры ей пришлось в судебном порядке. Дальше - хуже. Задержали зарплату. Потом Бельцева отказала Клепиковой в очередном отпуске. И наконец последовало увольнение.
После проверки (по обращению Клепиковой) государственная трудовая инспекция в действиях Бельцевой усмотрела административные правонарушения (предписание об устранении№ 4-335-70 от 15. 12.04) и наложила штраф (протокол №4-335-1 от 9.02.05) .
В свою очередь Бельцева подала в суд на отмену предписания, однако 15 ноября прошлого года суд ей отказал. Мировой же судья взыскала с отдела культуры и компенсацию за моральный ущерб в 1500 рублей в пользу Клепиковой (по решению от 24.10.05).
Спустя одиннадцать месяцев после незаконного увольнения 21 декабря прошлого года Павловский городской суд вынес решение: восстановить директора РДК в должности, выплатить зарплату за время вынужденного прогула и оплатить моральный ущерб уже в 2000 рублей.
Немного о «домиках» и Дворцах культуры
В то время когда опальный директор судилась со своим работодателем по поводу восстановления в должности Бельцева взяла и … ликвидировала РДК! (приказ №217/1 от 15.06.05 о ликвидации почему-то не был подписан, как полагается, главой района). Это произошло через четыре месяца после увольнения Клепиковой. Все остальные сотрудники Дома культуры были переведены в другие учреждения. Само здание РДК предполагалось снести.
Мотивация ликвидации такова - в муниципальную собственность на тот момент был принят заводской Дворец культуры, самое крупное учреждение города. Необходимость в РДК отпала так представили дело официальные лица. Но через полгода, когда Клепикова победила в суде, здание РДК так и стояло на своем месте!
В своем обращении к главе администрации Павловского района руководитель комитета по культуре Нижегородской области Сергей Щербаков подчеркнул: «Cчитаю действия начальника отдела культуры Павловского района Бельцевой неприемлемыми для муниципального служащего и оказывающими негативное влияние на деятельность культурных учреждений в Павловском районе».
Сейчас Бельцева объясняет увольнение Клепиковой именно ненужностью РДК. Но вот ведь, что характерно: гонения против директора РДК начались еще в 2004 году, то есть задолго до приема муниципалитетом на свой баланс заводского Дворца культуры.
Победа достается … проигравшему
А что сделала Бельцева после решения суда о восстановлении Клепиковой в должности директора РДК? Она исполнила его и тут же (через пять дней после суда) предупредила Аллу Александровну о … предстоящем увольнении.
Кстати, сейчас в штате РДК-призрака (его по всем документам уже нет) всего одна единица – директор. Работать нормально Алла Александровна не может. Приобрести что-то необходимое для работы просто невозможно. Какие могут быть счета у несуществующего учреждения? Но зарплату ей все-таки выдает отдел культуры из каких-то внебюджетных средств.
При уведомлении об увольнении директору РДК заботливый руководитель предложила весьма интересный список вакансий. А что бы выбрали вы, если бы у вас за плечами были консерватория и юрфак университета? Так вот, Алле Александровне предстояло решиться пойти или в уборщицы (как альтернатива - уборщица лестничных клеток или санузла), или в столяры по изготовлению декораций, или в полотеры, или в дворники, и т.д. и т.п. Что ж, в юморе Бельцевой не откажешь.
«Телега на вас пришла», -
сообщили Алле Клепиковой из аппарата уполномоченного по правам человека.
Госпожа Бельцева появилась в кремле со встречной жалобой - на директора РДК. Характеризуя моральный облик своей оппонентки, руководительница павловского департамента культуры, сообщила, что директор РДК во время вынужденного многомесячного прогула, якобы сдавала свою квартиру под зал игровых автоматов и получала от этого бешеные деньги. Не будем здесь перечислять все остальные измышления из ее письма.
Мы все-таки встретились с Людмилой Бельцевой.
- Людмила Константиновна, ведь вы же не испытываете личной неприязни к Клепиковой? - задала я мучавший меня вопрос.
- Конечно, нет! Я в свое время назначила ее директором, да и сейчас плачу ей зарплату, хотя у меня РДК на балансе уже нет. Просто Клепикова хочет во что бы то ни стало остаться директором, и вообще, сутяжничество в ее характере, - парировала она.
- Но откуда же вы взяли эту историю про игровые автоматы?
- Я даже не знаю, наверное, мне кто-то рассказал, ведь слухов много по городу ходит, - ответила руководитель районного уровня.
Как говорится, без комментариев.
В конце нашей встречи Бельцева показала мне очередной приказ, свеженький, от 19 апреля этого года, о ликвидации РДК. На этот раз приказ честь по чести был подписан главой района.
Кстати, довести до Клепиковой эту новость почему-то не сочли нужным.
«Ждите ответа»
Глава администрации Павловского района Виктор Куренков за полгода не ответил ни на одно обращение к нему уполномоченного по правам человека в Нижегородской области (всего их было три: от 26.10.05, 26.01.06, 24.03.06) с просьбой принять меры к руководителю отдела культуры. Кстати, по закону об уполномоченном по правам человека в Нижегородской области он был обязан прислать ответ в течение 15 дней! Его молчание интриговало.
В день приезда в Павлово мне не удалось попасть на прием к главе района из-за его плотного графика. Но пару вопросов я все-таки задала Виктору Васильевичу, прямо на центральной улице Павлова. Увы, разговор был краток. По словам руководителя района, он в курсе ситуации в отделе культуры, но от каких-либо комментариев отказался. Только сообщил, что ответ в аппарат уполномоченного по правам человека он подписал не далее как неделю назад.
P.S.
Когда материал был уже готов, от главы администрации Павловского района Виктора Куренкова все-таки пришел ответ правозащитникам. В нем сообщалось, что Бельцева все решения суда выполнила, в том числе восстановила директора РДК в должности.
Ольга МАКАРОВА.
Комментарий:
Василий Ольнев, уполномоченный по правам человека в Нижегородской области
- Я бы назвал конфликт в отделе культуры Павловской администрации правовым и социальным беспределом. Это беспредел начальника по отношению к подчиненному.
Однако, некоторые пытаются свести эту ситуацию к простому межличностному конфликту. Но даже мало-мальски посвященному в суть дела понятно, что это совсем не так. Об этом говорит и кричащее коллективное письмо руководителей учреждений культуры района, обращенное ко мне и к главе Павловского района.
До этого письма нам неоднократно звонили и писали руководители многих Павловских учреждений культуры. Они доказывали, что под руководством Бельцевой невозможно работать. Почти в каждом таком обращении говорилось, что Бельцевой отвергается всякая инициатива в творчестве, исходящая от них и направленная на развитие и поддержание культурных традиций в Павловском районе. Кстати, эта руководительница притесняла не только Клепикову, но и других директоров. Просто диву даешься, как можно так руководить культурой. Ведь так не только культуру не разовьешь, но и загубишь всякие ее ростки.
Естественно, что, работая по всем этим сигналам из Павлова, мы консультировались у специалистов в области культуры, чтобы не допустить со своей стороны ошибок в оценках и выводах. Работники комитета культуры Нижегородской области также называли эту ситуацию беспределом. Они со своей стороны намерены были ставить вопрос о замене руководителя районного отдела культуры.
На сегодняшний момент директор РДК вынуждена вновь жаловаться нам.
Мы будем разбираться дальше в силу присущих нам полномочий. Издеваться над работниками культуры мы не дадим. Без последствий для Бельцевой это не должно пройти.
Я пока теряюсь в догадках: что бы ни происходило, с Бельцевой все как с гуся вода! Если и дальше районные власти будут игнорировать сложившееся положение то может быть, мне самому придется обращаться в суд в защиту прав Клепиковой и других льготников культуры или обратиться за помощью к более уполномоченному должностному лицу прокурору области.
Действия Бельцевой должны подвергнуться действительно строгой проверке на соответствие требованиям закона.