Обошлись без лишних слов

Обошлись без лишних слов

«Артист». Франция — Бельгия, 2011. Режиссер Мишель Хазанавичус. В ролях: Жан Дюжарден, Беренис Бежо, Джон Гудман, Джеймс Кромвелл, Пенелопа Энн Миллер, Малколм Макдауэлл.

Отставить разговоры

На заре туманной юности мирового кино считалось, что приход звучащего слова на экран уничтожит новый вид искусства, уникальный именно способностью выразить то, что в сказке не сказать и пером не описать. Шли годы, и теперь уже миру попкорн не сладок без болтовни на экране, хотя бы и самой глупой.

Французский режиссер рискнул реанимировать «великого немого», сняв черно-белое кино, где герои не произносят ну почти ни слова и только легкий мотивчик сопровождает захватывающую экранную историю, посвященную старому доброму Голливуду. Если вы уже заранее решили, что зрелище будет унылым или заумным, просто сходите и посмотрите, можно всей семьей: за успех предприятия ручаются киноакадемики, расщедрившиеся на пять «Оскаров».

Конец 1920-х. Звезда немого кино Джордж Валентайн купается в лучах славы, но в один совсем не прекрасный день глава киностудии заявляет: будущее за звуковым кино. Герой неудержимо хохочет в ответ и категорически отказывается участвовать в этом безобразии. С этого момента Джордж начинает стремительное пике с вершины славы на дно жизни, тогда как случайно попавшаяся на его пути статистка Пеппи Миллер проделывает обратный путь — в суперзвезды звукового кино. Вот только случайной ли была та встреча?.. Еще героя повсюду сопровождает милая умная собачка, всем своим видом доказывающая: чтобы сыграть ведущую роль, можно и не разговаривать.

Нечто пушкинское

При всей незамысловатости истории есть в фильме нечто гениально-пушкинское. Не зря во время просмотра мозг откликается поэтическими строчками, подходящими к «Артисту»: «К чему бесплодно спорить с веком?», например. Или: «И случай, бог изобретатель». А также: «И жизнь, и слезы, и любовь»…

Да, фильм виртуозно соединяет мелодраму, комедию, мюзикл, а порой вытягивает почти трагические нотки, уже в следующем кадре выветривающиеся свежим дуновением доброго юмора. Шарм, изящество, экспрессия, сильные и чистые эмоции — все это так редко сегодня в кино. Однако «Артист» не выглядит «преданьями старины глубокой» (ну вот, опять «наше все»!) — он молод, строен и красив.

Более того, при кажущейся легкомысленности фильм далеко не глуп. В нем много глубоко прочувствованных тем: изменчивость земной славы, смирение и гордыня, одиночество и верность, цена счастья и причуды судьбы. И главное: фильм убеждает, что все это можно выразить исключительно движущейся картинкой. Причем вовсе не обязательно таращить глаза и утрировать жестикуляцию — язык кино гораздо богаче.

Следите за нашими новостями в удобном формате