Когда видишь, как легко и быстро порхают над струнами балалайки, едва касаясь их, пальцы музыканта, а в зале при этом звучат сложнейшие произведения мировой классики от Паганини до Римского-Корсакова, «лишних» мыслей не возникает. Кроме одной: этот парень вводит всех в заблуждение своим инструментом; он, скорее всего, потомственный гениальный скрипач, а игра на балалайке — это так, работа под прикрытием. Потому что в России и потому что народ это особенно любит…
Множество миров в двух октавах
— Нет, балалайка — это не прикрытие, — возразил Алексей Архиповский в гримерке после концерта в Кремлевском зале Нижегородской филармонии. — Это тот инструмент, которым можно выразить разнообразные ощущения, на котором можно думать и чувствовать. А многочисленные цитаты из классического репертуара объясняются тем, что вырос я из академической школы.
— Вы владеете другими инструментами, скрипкой например?
— Из струнных инструментов владею только балалайкой, на скрипке играть не доводилось. Но еще с детства я знаю, что у балалайки очень широкие тембровые возможности, хотя и диапазон всего две октавы. И соответственно множество миров, которые можно открыть и показать.
Оправдывая ожидания
— Как вы стали выступать с концертами?
— Неожиданным для себя образом. Я не особенно планировал гастрольную деятельность и до сих пор удивляюсь, что во всех городах, где выступаю, люди заполняют тысячные залы.
— Ваше выступление делится на два отделения — «веселое» и «серьезное». Чем это вызвано?
— Первое отделение складывается из популярного материала, поскольку нужно оправдывать ожидания людей в отношении такого «несерьезного» инструмента, как балалайка. Отсюда и некоторое скоморошничанье, цирковая подача, чтобы привлечь внимание. Но в целом все, что прозвучало, это мои пьесы с обильным и слабым цитированием известной музыки.
Светлана ВЫСОЦКАЯ, Мария ФЕДОТОВА.
Справка «НН»
Алексей Архиповский — российский
балалаечник-виртуоз , родился в Туапсе в 1967 году. Закончил музыкальную школу по классу балалайки и ГМУ имени Гнесиных. С 1989 года работал солистом в Смоленском русском народном оркестре, с1998-го по 2002 год — в Государственном академическом русском народном ансамбле «Россия» под руководством Людмилы Зыкиной.С 2003 года начинает сольную карьеру. Участник этнофестивалей.
Признан многими специалистами лучшим балалаечником России на сегодняшний день.