Не причешешь под одну гребенку

Не причешешь под одну гребенку

Эти дети и их родители чувствуют себя заклейменными приговорами-диагнозами «аутизм», «шизофрения», «церебральный паралич», «синдром Дауна». У кого-то не хватает ноги или рук, другой слеп или глух, прикован к каталке. Тех, кому и без того приходится приспосабливаться к миру, с неохотой принимают в детские сады, не пускают в классы обычной школы, не берут на работу, сдают в интернат, а после лишают многих других прав.

Потому что боимся

Доказать, что люди с любыми особенностями могут свободно жить среди других, если только эти «другие» не станут их отвергать, давно пытаются некоторые подвижники.

— Идея инклюзии — включения — должна быть поддержана, потому что она верна, — говорит руководитель общественной организации инвалидов «Инватур» Рафик Роганян. — Каждый десятый ребенок в России — инвалид. Только ли потому, что пройти и проехать, добраться до людных мест ему тяжело, инвалидов не видно на улицах, в магазинах, в парках, театрах и кино? Куда и кто их прячет?

Ответы на вопросы нашлись у студентов, учителей, воспитателей, родителей, принявших участие во встрече, которая прошла в кинотеатре «Рекорд». После просмотра короткометражки «Клеймо» Ольги Орлаускас завязался разговор.

— Девочку с синдромом Дауна родители привели в обычный садик. — Педагоги опасаются того, что не имеют опыта работы с детьми, которых не причешешь под общую гребенку. Но когда девочка все-таки попала в садик, она стала любимицей группы.

О том, что люди с синдромом Дауна могут учиться и работать, только чуть медленнее развиваются, подтвердили будущие учителя, пришедшие на встречу.

Доброта наперечет

— Я была потрясена, когда услышала в исполнении народной артистки Евгении Симоновой стихи, написанные Соней Шаталовой, за всю жизнь не проронившей ни слова. Пронзительны строки из книг Бориса Левина, страдающего шизофренией, — делится впечатлениями студентка педагогического университета. — Внутри этих людей яркий, выразительный, особенный мир. Девочка — отличница, парень вообще имеет высшее образование, и не понятно, почему они так одиноки.

— В нашей школе была ученица очень маленького роста, практически карлик, — рассказывает учитель 111-й школы Роза Чернецова. — Ребята приняли ее такой, как есть. К одиннадцатому классу мальчишки носили ее на руках, если ей трудно было взобраться по ступенькам, помогали с легкостью, как должное учитывая особенности своей подруги. Конечно, если в классе один, два, три таких ребенка, нужно создавать им условия, каждому свои, чтобы было удобно сидеть, передвигаться, общаться. Это и есть тот индивидуальный подход к ученикам, который является обязательным для учителя.

Вера ЧЕБОТАРЕВА.

Между тем

Приоритетное направление в современной образовательной политике Нижегородского региона — реализация задач социальной и образовательной интеграции — основано на признании права детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на получение качественного и доступного образования.

Следите за нашими новостями в удобном формате