Ольга ПИРАГС:«Даже в джазе каждый ход продуман»

Ольга ПИРАГС:«Даже в джазе каждый ход продуман»

В минувшие выходные в Нижний Новгород после долгого перерыва приезжала Ольга Пирагс. Вместе с ней на сцену выходили корифеи нижегородского джаза: трубач Виталий Янков, саксофонист Дмитрий Трифонов, клавишник Александр Шишкин, бас-гитарист Сергей Проскурин и ударник Леонид Бронштейн.

Тщательная отшлифовка большой разнообразной программы во время репетиции вызвала к жизни наш первый вопрос.

ИМПРОВИЗАЦИЯ ПО СЦЕНАРИЮ

— Считается, что джаз — искусство импровизационное и соответственно музыканты играют программу с ходу, без предварительного проучивания…

— Ну что вы! На репетициях распределяется сценарий пьес: сколько квадратов кто будет играть, как начать, как закончить… Довольно большой процент музыкантов не сочиняют импровизации на ходу, а продумывают их предварительно, даже записывают нотами и затем играют их из концерта в концерт. Но даже те, кто способен действительно на ходу импровизировать, тоже пользуются многолетними наработками — излюбленными мелодическими формулами, фирменными фразочками. К тому же на репетиции новые музыканты словно учат друг друга, взаимно обновляя музыкальный язык.

СПАСИБО ПАУЛСУ

— Раймонд Паулс, с которым вы тесно сотрудничали в течение многих лет, гений лаконичного стиля. Он повлиял на вас?

— Разумеется! Более того, именно он научил меня джазу. Когда в 1979 году Паулс пригласил меня исполнить его песни, я тогда джаз не пела совсем. Он был моим самым первым наставником в джазе, показывал и подсказывал, как и что надо делать. Но он никогда не говорил: «Пой так» или «Пой не так». Он вообще ничего не говорил. Просто играл, аккомпанировал и тем самым показывал, как все должно звучать.

ПРОСИТЬ ДЕНЬГИ — НЕ ПО МНЕ

— Одним из самых популярных в Нижегородской филармонии является абонемент Аркадия Шилклопера. В Самарской филармонии много лет идут концерты в рамках джазовых абонементных программ, курируемых экс-нижегородцем Григорием Файном. Не хотите ли вы, используя свое имя как бренд, создать нечто подобное у себя в Риге?

— К сожалению, в моей «родной» филармонии на это не идут. Говорят коротко и просто: аренда зала стоит столько то, аппаратуры — столько-то. И вообще, организация концертов — совершенно отдельная работа, не моя. Если мне предложат, например, быть художественным руководителем проекта, я соглашусь с удовольствием. Но не более того! Многое зависит от финансирования, и, думаю, мне удалось бы получить средства на свои проекты, но ходить с протянутой рукой, поверьте, очень нелегко.

СПРАВКА «НН»

Ольга Пирагс — латвийская эстрадная и джазовая певица. Родилась в 1956 году в Риге.

Закончила музыкально-педагогический факультет Даугавпилсского пединститута, работала солисткой ансамбля «Инверсия», затем была приглашена Раймондом Паулсом в оркестр эстрадной и легкой музыки. С 1987 по 1990 год — солистка Читинской филармонии, в 1990—1991 гг. — артистка Рижского музыкального камерного театра.

Много гастролирует. Живет в Риге.

Мария ФЕДОТОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате