Во всем виноват азиат

Во всем виноват азиат

«Шпион». Россия, 2012. Режиссер Алексей Андрианов. В ролях: Федор Бондарчук, Данила Козловский, Владимир Епифанцев, Сергей Газаров, Виктор Вержбицкий, Анна Чиповская, Виктория Толстоганова, Алексей Горбунов.

По стопам «Ублюдков»

Бориса Акунина в очередной раз экранизировали (самые известные из уже состоявшихся фильмов по его книгам — «Азазель», «Турецкий гамбит», «Статский советник»).

Вслед за «Бесславными ублюдками» отечественных кинематографистов тянет на скользкую дорожку — делать комиксы о войне, хотя в России совсем иная эмоциональная связь с этой темой, нежели у Квентина не нашего Тарантино. На одном полюсе подобных экспериментов («весело и для тупых») — «Гитлер капут», на другом («серьезно и для умных») — «Предстояние». Где-то посередине со сдвигом к первому полюсу расположился «Шпион».

В последние дни перед войной московские чекисты разыскивают шпиона Вассера, дабы выведать дату начала войны. У того же задача — усыпить бдительность советского руководства, чтобы немецкое вторжение застало СССР врасплох. «Ху из Вассер», не знает никто: даже с его половой принадлежностью полная неопределенность.

Сюр и карнавал

На экране череда фактурных картинок, а не последовательная история; галерея масок, а не столкновение характеров. Моментами чекисты Октябрьский (Бондарчук) и Дорин (Козловский) поигрывают в Жеглова с Шараповым; моментами иронически косят под американских агентов. «Терминатор» — Козловский в комикс вписывается отлично, Бондарчук ловко использует свою эффектную и пластичную внешность: до последнего не понятно, положительный у него герой или отрицательный.

Так что ищите в фильме развлечения, карнавала, динамики. При этом вполне вероятно, что авторы проделали большую работу, дабы одеть статисток в соответствующие эпохе наряды или сочинить историю двухэтажных троллейбусов в довоенной Москве. Но реалистичности творящемуся на экране это нисколько не добавляет — фильм погружает зрителя в вымышленное время и пространство. Тут вам и катакомбы московской подземки с женщиной-садисткой, и несуществующие шедевры сталинской архитектуры, которые дадут фору любым апокалиптическим голливудским декорациям, и психоделические допросы в секретных советских лабораториях. Не менее надуманными выглядят и поступки персонажей: так, дочь врага народа, интеллигентная скромница, первым делом заявляет герою, что ходит в церковь, а вторым делом тащит его в постель.

Когда сюрреалистический туман рассеется, перед зрителем предстанет одинокая, скудная и сомнительная идея картины: генералиссимус Сталин — упрямец и глупец, а страну спасала парочка терминаторов. Даже сам шпион Вассер к финалу померкнет на фоне громадной государственной машины с ее машинистом, да что там — и Гитлер окажется безобидной карикатурой в сравнении с тем, кого он называет азиатом.

Наверное, поклонники творчества Акунина получат свою порцию удовольствия, остальным же зрителям можно порекомендовать не относиться к увиденному серьезно.

Следите за нашими новостями в удобном формате