А где на всех Макаренко найти?

А где на всех Макаренко найти?

Очередная дискуссия началась в школьной среде. Президент России Дмитрий Медведев поддержал идею некоторых столичных школ о выборности директоров на конкурсной основе. Кроме того, по мнению главы государства, директора должны нести большую ответственность за нарушения при сдаче ЕГЭ и вообще перейти на контрактную систему с ограничением срока их власти.

Ответственность больше, чем зарплата

«…Не потому, что мы не уважаем директоров учебных заведений, а просто потому, что должны быть какие-то критерии оценки работы», — объяснил свое предложение глава государства на совещании по развитию образования в Санкт-Петербурге.

Столичные идеи пока кажутся не совсем понятными многим нижегородским педагогам.

— Что значит саморегулируемая организация директоров? — размышляет директор школы № 102 Сергей Горохов, которого мы попросили высказать свою позицию. — Я соглашусь с тем, что ответственность должна быть зафиксирована за те решения, которые принимаются. Конечно, можно совершенствовать нормативно-правовую базу, усиливать государственный контроль за проведением, скажем, ЕГЭ. Но чтобы менять директоров с учетом мнения учителей, коллектива, родителей, а то и детей, которым по большому счету нужен не менеджер, не хозяйственник, а добрый человек, надо хотя бы иметь определенный резерв руководителей. Возможно, в Северной столице и в Москве эти резервы есть, но мы, на мой взгляд, к таким переменам еще не готовы.

Сам Сергей Александрович из числа молодых директоров, имеет за плечами опыт руководства старенькой школой № 29 Советского района и один год — новой, современной школой. Пока дела его идут неплохо, помогает второе образование по специальности «муниципальное управление», полученное наряду с университетским по специальности «история».

Этот директор не согласен, что «старые» кадры не дают дороги молодым, как говорилось на петербургском совещании. Молодежь не хочет руководить школами из-за небольших зарплат при повышенной ответственности за детей, их будущее. Хороший менеджер не пойдет туда, где зарплата 15 — 20 тысяч рублей.

Наглядный пример того, что сменяемость руководящих кадров у нас в норме, далеко искать не пришлось. В той же школе работает завучем Елена Матвеева, совсем недавно трудившаяся на посту директора школы № 14 того же центрального района Нижнего Новгорода.

— Да, я достигла определенного возраста и уступила дорогу молодому, — говорит Елена Ивановна. — И очень хорошо понимаю, что руководить школой должны те, у кого хватает на это сил, не только педагоги, но одновременно современные грамотные управленцы. Поэтому меня удивляет предложение выбирать руководителя. Возникает вопрос — из кого?

Отменить «потогонку»

Молодежь не идет в школу не потому, что ей там не находится места. Мест достаточно, и было бы больше, если бы учитель мог трудиться на одну ставку, а не круглосуточно. Чтобы побольше получать, учителя берут не 18 часов, а все 30. Зарплаты повышаются, но медленно. И если старики привыкли к этому, получая зарплату и пенсию, то молодые проработают год и уходят.

Программа привлечения молодежи на село, ноу-хау нашей области, помогает решать проблему омоложения кадров в сельской местности. Квартира, машина, даже при закреплении на одном месте на десятилетие, стали компенсацией за небольшие зарплаты. В сельских школах действительно появилось много молодых учителей. Перенести опыт на крупные города пока еще не удалось. Льготная социальная ипотека такова, признают педагоги, что воспользоваться ею не может себе позволить даже директор.

В Нижегородском регионе готовы идти вперед, внедряя инновационные проекты, по которым только в нынешнем году живут десятки нижегородских школ. Но даже самые дерзкие идеи педагоги всегда тщательно взвешивали, хотя бы потому, что за каждым новшеством стоят судьбы детей. Наша газета приглашает к разговору о школе, учителях, учениках и руководителях самый широкий круг общественности.

Вера ЧЕБОТАРЕВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате