Вдохновитель маньяка

Вдохновитель маньяка

«Ворон». США, 2012. Режиссер Джеймс Мак Тиг. В ролях: Джон Кьюсак, Брендан Койл, Люк Эванс, Элис Ив, Пэм Феррис.

Почти по

Альтернативная история — это модно сегодня в кино. Новое биографическое фэнтези посвящено Эдгару По. Последние годы жизни знаменитого американского литератора, как спешит сообщить нам Википедия, «были годами метаний, полубезумия, успехов, падений и постоянной клеветы». Под «метания» и «полубезумие» можно подверстать все что угодно и насочинять с три короба. Чем авторы картины и занялись. Тем более что и смерть По была таинственной: на экране ей предшествует совершенно фантасмагорическая история.

В городе совершается серия изощренных убийств, разыгранных как по нотам по сюжетам детективных рассказов Эдгара По. Сам писатель пребывает в глубоком кризисе: денег нет, злобный отец возлюбленной не хочет выдавать за него свою дочь, в кабаке его поднимают на смех, когда он заикается о своей мировой славе, а в редакции его давно не хотят печатать, да и не пишет он уже ничего…

Постепенно выясняется, что По стал не просто вдохновителем маньяка-изувера, но и главным героем в его игре. Похитив девушку писателя, злодей начинает играть с ним в кошки-мышки, выстраивать жуткие головоломки и путать следы. Всякий раз, когда герой оказывается близок к разоблачению убийцы и спасению возлюбленной, вдруг выясняется, что это не развязка, а очередной виток безумного лабиринта…

Скоро рассвет, выхода нет?

Интрига в «Вороне» занимательная и увлекающая, хотя «постановки» убийств, при всей своей театральности, не для слабонервных. Много чего перетирается в этой мясорубке: мысли об ответственности автора («Если бы я знал, что моя писанина так влияет на людей, я бы больше времени посвятил эротике»), возмездии тем, кто соблазняет слабые людские души, и о том, что слово и дело — это все-таки далеко не одно и то же.

Но главное, что делает фильм по-настоящему ценным (наряду с тонко нарисованной ролью Джона Кьюсака), — лихое экранное фэнтези по сути не противоречит творчеству и мировоззрению писателя. Весь сюжет картины символичен: это попытка Эдгара По найти выход из своего собственного мрачного мира и бесконечного пессимизма, это поиск ответа на вопросы: неизбежна ли погибель? Возможно ли спасение? Побеждаемо ли зло?
Фильм дает прямой ответ на эти вопросы в финале. Трагедия лишь в том, что Эдгар По его уже не слышит.

Следите за нашими новостями в удобном формате