Стартует новый туристический сезон. Однако многие нижегородцы почесывают затылки: а стоит ли покупать путевки за границу в свете последних банкротств туроператоров?
Договор — не догма
Да и без банкротств туроператоров у нижегородцев накопилось немало претензий в их адрес. Только за 2011 год в Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области поступило 56 обращений от клиентов. А за неполные четыре месяца 2012 года жалоб уже девять.
— Жители области жалуются на некачественное питание, условия проживания, автобусные перевозки, невозврат денег при расторжении договора по инициативе потребителя, — перечисляет самые распространенные нарушения со стороны турфирм начальник отдела защиты прав потребителей регионального Управления Роспотребнадзора Нина Цветкова. — Но по закону потребитель имеет право отказаться от договора в любое время, оплатив только фактически понесенные фирмой затраты.
Нередко турагентства противятся расшифровывать своим клиентам стоимость туров. Причиной тому может быть необоснованно завышенная их стоимость. Жалобы сыплются и на одностороннее изменение договора без заключения дополнительного соглашения. То фирма сроки поездки перенесет, то отель заменит.
Позаботится закон
Ситуация с
Так, в случае принятия Федерального закона «О ратификации Монреальской конвенции 1999 года» Россия усилит защищенность своих туристов, которые пользуются международными воздушными перевозками. Речь идет о возмещении ущерба при потере багажа, нанесении вреда здоровью и угрозе жизни.
— Роспотребнадзор предлагает расширить ответственность туроператора, ввести ответственность за осуществление туроператорской деятельности лиц, которые не состоят в реестре туроператоров, — поясняет Нина Цветкова. — А полномочия утверждать правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов мы предлагаем закрепить за правительством.
Больше того, ведомство требует обязать турфирмы и туроператоров использовать только типовой договор, разработанный государством, в который включат все существенные условия. Это поможет снизить риск включения в договор невыгодных для потребителя условий.
По цене и качество
Пока все эти поправки не вступили в силу, подсказать нижегородцам, стоит ли доверять свой отдых той или иной фирме, может наличие у нее добровольной сертификации.
— Такая сертификация — это своего рода система профессионализма и контроля качества, безопасности оказания туристских услуг населению, — подчеркивает председатель комитета по туризму, советник аппарата
В 2008 году в РФ разработали 11 новых стандартов по туруслугам. Однако по ним в Нижегородской области пока не сертифицирована ни одна турфирма.
В 2011 году рентабельность турагентств упала на 15 процентов.
— Если вы приходите в агентство, просите скидки и их вам дают, то полную и достоверную информацию о турпродукте вы не получите, — предупреждает Татьяна Смайл. — Так что разворачивайтесь и уходите! Это значит, в агентстве нет ни образованного директора, ни менеджеров. Значит, они ничего не понимают в туристском бизнесе и ничего туристу не обеспечат.
Филипп ВОЗНЕСЕНСКИЙ.