Навязанный звонок

Навязанный звонок

Покупая билет на поезд дальнего следования, сообщаешь паспортные данные. Это никого не удивляет — информация может пригодиться в самых непредвиденных ситуациях, например, если, не дай бог, с пассажиром что-то приключится. Казалось, никаких других сведений стальным магистралям вроде бы больше не может потребоваться.

«Начальство требует»

Но вот в поезде Адлер — Нижний Новгород забота проводника перешла границы разумного. «Госпожа такая-то? Напишите мне номер вашего сотового телефона». Поскольку к пассажирам обращались по имени, отчеству и фамилии, а в списке, составленном от руки, были данные пассажира, люди послушно вписывали свои номера каждый в свою строчку. Когда одна из опрашиваемых пассажирок неожиданно отказалась продиктовать свой номер, проводник стала назойливо выяснять причины отказа, а на ответ, что мобильник потерян, попросила дать номер домашнего телефона.

На вопрос, для чего собирается информация, женщина туманно объяснила, что таково распоряжение некоего начальства…

Едущие в плацкарте в недоумении стали обсуждать, зачем вообще железнодорожникам нужна конфиденциальная информация? Почему обратились к одним, а не к другим? Может быть, что-то случилось дома? Начались звонки на работу: «У вас все в порядке?» И только после того, как наш корреспондент предъявил свое удостоверение проводнику, та призналась, что телефоны записываются в каждом вагоне у троих пассажиров, во всех поездах РЖД «для контроля за обслуживанием». Выбрала же она свою «тройку» из списка методом тыка.

Дайте жалобную книгу!..

Словом, список телефонных номеров нужен для того, чтобы контролирующие обслуживание начальники могли проверить поступающие жалобы в рейсе. Путешественники-пассажиры имеют время на обсуждение, и от них посыпались предложения, почему бы не повесить в купе проводника жалобную книгу, а не тревожить звонками людей?

Но приказы начальства в железнодорожном ведомстве не обсуждаются. Это подтвердил ведущий инженер отдела обслуживания пассажирских перевозок Федеральной пассажирской компании поездов дальнего следования РЖД Дмитрий Чкалов. Он сообщил редакции, что опрос действительно проводится по распоряжению руководства Российских железных дорог. И в него официально входит запись мобильного телефона и других данных опрашиваемого. Отметив при этом, «по желанию».

— Поручено это начальнику поезда, но он, как видно, переложил свои обязанности на проводников, а те не всегда умеют правильно объяснить пассажирам цель данного действия.

В поезде № 88, о котором идет речь, кроме гражданских лиц, ехало много военнослужащих — срочников и контрактников. Вели они себя мало сказать плохо, — отвратительно. Всю дорогу пугали пассажиров, пили, матерились, совершенно загадили места общего пользования, не давали спать. Предложи проводник пострадавшим жалобную книгу, и там бы сразу появились надлежащие пожелания. Но устная оценка, как видно, больше устраивает железнодорожников.

Вера ЧЕБОТАРЕВА.

Компетентно

Наталья АЛЬХИМОВИЧ, заместитель начальника Управления Роскомнадзора:

— Номер сотового телефона может расцениваться как персональные данные человека только с привязкой к фамилии, имени, отчеству. Выписанные из билета сведения плюс телефон — как раз тот случай. Но и в данной ситуации нарушением его посчитают, только зная, как хранится и конкретно используется полученная информация. Таких исследований Роскомнадзор на железной дороге не проводил. Добровольно передавать номер своего телефона кому угодно гражданин может всегда, однако надо помнить: никакие настойчивые требования не должны влиять на решение того, кто просто не хочет, чтобы ему звонили.

Следите за нашими новостями в удобном формате