Революция — это звучит абсурдно?

Революция — это звучит абсурдно?

Человек-эпоха ушел из жизни меньше полугода назад, но благодаря огромному наработанному массиву исторической памяти он видится эдакой политической глыбой на европейском пространстве, а его имя для многих символизирует перемены в Восточной Европе.

От сцены до тюрьмы

В Нижегородском выставочном комплексе торжественно открылись две уникальные фотовыставки, рассказывающие историю жизни первого президента Чешской Республики Вацлава Гавела.

Его дед был основателем и владельцем киностудии «Люцернафильм», и нет ничего удивительного в том, что Вацлава потянуло в драматургию; еще студентом он дебютировал как критик, а в двадцать пять его пьесы вышли на большую сцену. Кстати, учился он в школе-интернате вместе с Милошем Форманом, снявшим, в частности, слегка абсурдные, но ставшие киноклассикой «Бал пожарных», «Полет над гнездом кукушки» и «Амадей».

Богатая «буржуазная» семья Гавелов дважды пострадала от коммунистов: в 1948 году было конфисковано практически все имущество, а в конце 60-х, когда шумела Пражская весна, Вацлав активно принялся за политическую деятельность и даже провел некоторое время в тюрьме…

Политика — тот же театр

Наверное, многие хорошо помнят, что в последние дни 1989 года он возглавил чехословацкое государство, потом на некоторое время удалился с политической сцены, а после распада Чехословакии был избран президентом независимой Чехии. Три десятка отличных работ Ольдржиха Шкахи, фоторепортера и соратника Вацлава Гавела, кадр к кадру складываются в линию «Вацлав Гавел — диссидент/президент». Красноречивые комментарии свидетельствуют о необходимости сильной воли… и некоторого актерского мастерства. Случайно ли самый страшный тиран минувшего века мечтал об актерской карьере… до тех пор, пока не начала складываться политическая? Можно вспомнить и главу американской гильдии киноактеров, снявшегося в полусотне фильмов, а потом, к ужасу всего мира, «игравшего в холодную войну».

Что до Гавела, небольшая экспозиция «Театр и революция» отчасти вскрывает тему взаимосвязи театра с политическими переменами конца 80-х годов, и как тут не вспомнить, например, «Балкон» Жана Жене. Примечательно, что Вацлав Гавел творил также в русле абсурдизма. Впрочем, став президентом, Гавел не написал ни одной пьесы: то ли некогда стало, то ли реальный театр действий стал его главным, всепоглощающим увлечением.
Выставки работают до третьего июня.

Мария ФЕДОТОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате