«Небываемое бывает»

«Небываемое бывает»

Еще в юности царь Петр I осознал, что путь к могуществу России немыслим без выхода к морским берегам. И в 1696 году он убедил боярскую думу принять Указ «Морским судам быть!».

Обретение премудростей

По тем временам строительство флота было для России невероятной сверхзадачей. Но Петру, наряду со всеми прочими государевыми заботами, удалось выпестовать молодой, но боеспособный флот. Шаг за шагом создавались первые верфи, набирались мастера — плотники, такелажники, пушкари, гренадеры, была открыта навигацкая школа.

Местом для первой корабельной верфи был выбран Воронеж. Вскоре сам Петр I во главе группы примерно из ста молодых людей направился в Голландию для учебы и приобретения опыта тамошних корабельных мастеров. После этого воронежская верфь приступила к строительству судов. К 1700 году здесь были спущены на воду первые 40 парусных кораблей и 113 гребных галер. Но даже после азовских побед флота Петр I оставался не удовлетворен качеством строительства кораблей. Он с недовольством отмечал: «Строят суда просто по навыку и опыту, без всяких хитроумных чертежей». Поэтому Петр I отправился в Англию, где изучил и затем передал нашим мастерам эту премудрость — строить корабли по чертежам.

На Воронежской верфи Петр I лично разработал первые чертежи и ввел наблюдение за строительством первого 58-пушечного корабля, да и последующими.

Надежды оправдал сполна

Первый опыт применения новой технологии строительства парусного линейного корабля по воле Петра был назван «Гото Предестинация» («Божие Предвидение»). Петр был и проектантом, и главным строителем, а в его отсутствие работой руководили корабельные мастера Ф.Скляев и П.Верещагин.
По тем временам корабль был великолепен.

«Очень красив, зело размеров, добро строенным, изрядного художества», — так оценивали корабль современники. Он стал образцом скульптурно-декоративного убранства, произведением искусства в стиле петровского барокко. Нос и корма — в художественной резьбе, на пушечных портах были венки с позолотой, ставни портов для пушек окрашены огненно-красным цветом. Борта — белые с голубыми полосами.

Были и существенные конструктивные новшества. Киль стали делать из двух скрепленных между собой брусов взамен одного длинного. Таким образом, на мелях, перекатах, если ломался дополнительный брус, второй можно было заменить. Кстати, английские корабелы применили новинку у себя лишь в 40-х годах XIX века.

Многопушечный парусный корабль «Божие Предвидение», оправдавший все возлагавшиеся на него надежды в боевом строю Азовской флотилии, отслужил до 1711 года и положил началу системному инженерному строительству флота России.

Триумф на века

Вслед за этим было учреждено регулярное строительство кораблей под Архангельском и на верфях Петербурга.

Экипажи этих кораблей и морские десантники — гренадеры разгромили шведский флот под Архангельском и на Балтийском море. Пример тому — морской триумф, прогремевший в 1714 году в битве со шведами у полуострова Гангут (ныне Хонко), сравнимый с победой в Полтавской битве на суше. Первый морской парад с салютом состоялся в Петербурге, на Неве. Тогда же появилась медаль от Петра I с отчеканенной надписью «Небываемое бывает».

Наши моряки по праву безраздельно завладели просторами четырех морей: Белого, Каспийского, Азовского и Балтийского. В связи с этим на флагманском царском штандарте появился двуглавый орел, держащий в своих лапах и клювах карты покоренных морей.

В 1712 году, ровно 300 лет назад, на Неве в центре Санкт-Петербурга была создана уникальная главная верфь России — Адмиралтейство, способное строить корабли с такелажем, вооружением, необходимой оснасткой, боезапасом, провиантом и экипажем, готовым к выходу в открытое море. И ныне Адмиралтейская игла с корабликом остается символом российского судостроения и частью неповторимого архитектурного ансамбля Северной столицы России.

Стоит вспомнить еще об одном громком юбилее этого года — 340-летии со дня рождения Петра Алексеевича Романова (1672 — 1725) — императора Петра I, преобразователя патриархальной России, выдающегося государственного деятеля, полководца, флотоводца и дипломата, родоначальника российского регулярного флота.

Во славу флота остались петровские заповеди: «Врагов не считают — их бьют», «Флага перед неприятелем не спускать ни при каких обстоятельствах». И ни один корабль в истории России со времен Петра Великого не опозорил своего флага.

Виктор КОРОТКОВ.

Справка «НН»

«Гото Предестинация», параметры и вооружение

Водоизмещение 1500 тонн

Длина по ватерлинии 36 м

Ширина по мидельшпангоуту 9,5 м

Высота от киля до клотика грот-мачты 45,8 м

Осадка 2,9 м

Экипаж 253 человека

Общее число орудий 58

Орудий на гондеке, калибр 26 16-фунтовых

Орудий на опердеке, калибр 24 8-фунтовых

Мощность бортового залпа, фунтов 316 фунтов

Сюжет: История

В сюжете

Следите за нашими новостями в удобном формате