На грани жанра и смысла

На грани жанра и смысла

В нижегородском Арсенале и в доме Сироткина открылась выставка «Портрет/Пейзаж: границы жанра» из коллекции Нантского музея изобразительных искусств. Вернисаж, кстати, приурочен к проходящему в Нижнем Новгороде XII Международному фестивалю искусств имени Сахарова.

«Вы еще в Нью-Йорке не были…»

В особняке на Верхневолжской набережной представлены портреты, в Арсенале — пейзажи. Работ всего-то около полусотни, но просмотр экспозиций вызывает легкое головокружение. Высочайший уровень имен совмещается с охватом в четыре с лишним века, от шестнадцатого до двадцать первого, и эволюция, наблюдаемая внутри каждого жанра, поистине невероятна.

Принимавшие участие в открытии выставки первые лица города и области — глава Нижнего Новгорода Олег Сорокин, министр культуры области Михаил Грошев, директор городского департамента культуры Сергей Горин, крупные чиновники и бизнесмены, да и сами музейщики — с видимым удовольствием и интересом разглядывали и портреты, и пейзажи, искренне восхищаясь как явным хулиганством творцов, так и отчаянными художническими жестами… И как сказал некто в ответ на недоуменный возглас посетительницы Арсенала, «Вы еще в Нью-Йорке не были».

Провокация или безумие?

В точке отсчета — вполне понятное искусство: надменные глазастые тинейджеры из аристократических семей, обряженные в кружева и золото, привычно позируют художникам. Далее мазок становится каким-то «неаккуратным», но в принципе все равно картина, как говорится, ясна. А вот с наступлением грозного двадцатого века все напрочь рушится, особенно во второй его половине. Художники начинают натурально сходить с ума, а все возможные точки отсчета исчезают, в том числе этические. И если полтора века назад все возмущались по поводу «Завтрака на траве» Мане — ах, художник изобразил пикник с проститутками,-то сейчас никого не возмущает, скажем, фотосерия «Писающая женщина». Очень, кстати, красивые во всех отношениях снимки.

Там же находится довольно провокационное произведение скандального корифея видеоарта Вито Аккончи, и раз уж речь зашла о перформансах, нельзя пройти мимо «Галереи портретов» Марины Абрамович, стоявшей у истоков искусства в действии. Отважная женщина, давно подвергающая свое тело и дух смертельным испытаниям, показывает нижегородцам нечто пограничное — к счастью, лишь в видеоварианте.

Как несложно догадаться, современные пейзажи недалеко ушли от современных портретов в смысле философского радикализма: обнаженные Гилберт и Джордж, держась за руки, стоят на пороге «Мужества», а пейзаж дробится, становится ненастоящим, «глючным». Впечатляет «Исчезновение привычного»: ныне покойный концептуалист Алигьеро Боэтти закрасил шариковой ручкой полотно в семь с лишним квадратных метров, оставив для подсказки алфавит и десяток запятых…

Эксклюзивное украшение пейзажной выставки — натюрморт в современном стиле, на первый взгляд напоминающий длинную-предлинную… какашку. На самом же деле это бывшие рыбы, залитые полиэстером. Древний символ духовности, словно влипший в смолу вечности, лишенный дыхания и жизни — это ли не знаково?

Мария ФЕДОТОВА.

Кстати

Нантский музей уже почти двести лет придерживается особой политики — «приобретать в первую очередь произведения современных мастеров». Таким образом, в коллекции собралось несколько тысяч шедевров.

Следите за нашими новостями в удобном формате