В нижегородском Арсенале и в доме Сироткина открылась выставка «Портрет/Пейзаж: границы жанра» из коллекции Нантского музея изобразительных искусств. Вернисаж, кстати, приурочен к проходящему в Нижнем Новгороде XII Международному фестивалю искусств имени Сахарова.
«Вы еще в
Нью-Йорке не были…»
В особняке на Верхневолжской набережной представлены портреты, в Арсенале — пейзажи. Работ
Принимавшие участие в открытии выставки первые лица города и области — глава Нижнего Новгорода Олег Сорокин, министр культуры области Михаил Грошев, директор городского департамента культуры Сергей Горин, крупные чиновники и бизнесмены, да и сами музейщики — с видимым удовольствием и интересом разглядывали и портреты, и пейзажи, искренне восхищаясь как явным хулиганством творцов, так и отчаянными художническими жестами… И как сказал некто в ответ на недоуменный возглас посетительницы Арсенала, «Вы еще в
Провокация или безумие?
В точке отсчета — вполне понятное искусство: надменные глазастые тинейджеры из аристократических семей, обряженные в кружева и золото, привычно позируют художникам. Далее мазок становится
Там же находится довольно провокационное произведение скандального корифея видеоарта Вито Аккончи, и раз уж речь зашла о перформансах, нельзя пройти мимо «Галереи портретов» Марины Абрамович, стоявшей у истоков искусства в действии. Отважная женщина, давно подвергающая свое тело и дух смертельным испытаниям, показывает нижегородцам нечто пограничное — к счастью, лишь в видеоварианте.
Как несложно догадаться, современные пейзажи недалеко ушли от современных портретов в смысле философского радикализма: обнаженные Гилберт и Джордж, держась за руки, стоят на пороге «Мужества», а пейзаж дробится, становится ненастоящим, «глючным». Впечатляет «Исчезновение привычного»: ныне покойный концептуалист Алигьеро Боэтти закрасил шариковой ручкой полотно в семь с лишним квадратных метров, оставив для подсказки алфавит и десяток запятых…
Эксклюзивное украшение пейзажной выставки — натюрморт в современном стиле, на первый взгляд напоминающий
Мария ФЕДОТОВА.
Кстати
Нантский музей уже почти двести лет придерживается особой политики — «приобретать в первую очередь произведения современных мастеров». Таким образом, в коллекции собралось несколько тысяч шедевров.