Только за одну неделю Денис Мацуев успел поучаствовать в трех фестивалях, перелетая на самолете из Хайфы в Москву и обратно, сыграть в Лужниках с англичанами в футбол (и выиграть), после чего прибыл в Нижний за день до выступления, чтобы как следует отрепетировать Первый концерт Брамса. Юрий Башмет отыграл турне в Америке, посетил Японию с Тайванем и, по выражению директора Нижегородской филармонии Ольги Томиной, «чуть живой, но бодрый и энергичный», подоспел к началу фестиваля вместе с Константином Хабенским.
Молоко и полулюкс в придачу
Юрий БАШМЕТ: — Ваш город был одним из самых первых, где публика «приняла» альт как сольный инструмент и, соответственно, меня с альтом как исполнителя. Я сыграл на нижегородской филармонической сцене немало премьер, и в вашем городе меня всегда принимали так, как нигде больше… В те времена артистам в зависимости от звания был положен определенный уровень комфорта: заслуженному — купе в поезде и гостиничный полулюкс, народному — СВ и люкс. Так вот, когда у меня еще не было никаких званий, в Нижнем меня неизменно встречали на перроне с топленым молоком и с ключом от полулюкса…
В программе указано, что
Цифры ошеломляют и печалят
— Китай уверенно теснит мир не только в области экономики, но и в музыкальном исполнительстве наступает всем на пятки…
Денис МАЦУЕВ: — Не наступает, а уже давно и уверенно наступил. По разным подсчетам, в этой стране только пианистов около пятидесяти миллионов. Эта цифра, конечно, ошеломительна, но самое печальное для нас заключается в том, что педагоги этих миллионов — русские. Это очень серьезная тема, о которой нужно бить во все колокола, ведь состояние наших детских музыкальных школ просто ужасающее. О каком продолжении великой русской исполнительской традиции можно говорить при зарплате педагогов в пять тысяч рублей? На международных конкурсах китайцы лидируют с огромным отрывом, причем появляются не только «играющие машины», но и гениальные исполнители. Музыкальное образование в Китае возведено в ранг национальной идеи.
— Вы Путину говорили об этом?
Д.М.: — Говорил, и не раз, и он услышал про пятьдесят миллионов.
Ю.Б.: — В прошлом году мне прислали письмо из Петербурга. В письме говорилось о том, что закрывается «единственная в области музыкальная школа, где есть класс альта». Конечно, это меня задело, и я написал губернатору
Санкт-Петербурга , и школа избежала закрытия…Д.М.: — Побольше бы закрывалось школ, где есть класс альта! Пишите Башмету — и все наладится!
Корифеи — детям
— Чем вы лично поддерживаете детское образование в области искусства?
Константин ХАБЕНСКИЙ: — Два года назад я запустил программу «Студии творческого развития», в которой сейчас участвуют 12 школ из восьми городов. Обыкновенные школы, обыкновенные дети… После уроков к ним приходит актерская команда, мои коллеги из местных театров, и занимается с ними пластикой, художественным словом, актерской фантазией, кукольным театром, музыкальным искусством… В конце июня пройдет первый фестиваль этих студий. Мы посмотрим, что получилось, сделаем выводы — и шагнем дальше. В моих планах открытие студий по всей стране…
Ю.Б.: — У меня уже есть школа — школа имени Башмета в Новокуйбышевске, и я ее поддерживаю. Заставили ремонт сделать, купили два рояля, компьютеры, струны… На базе этой школы в Самаре открылась Детская музыкальная академия, и уже не первый год туда съезжаются дети со всей России.
Мария ФЕДОТОВА.