Что такое хорошо и что такое плохо

Что такое хорошо и что такое плохо

Вчера отмечался Всемирный день ребенка. Пятьдесят два года назад Генассамблея ООН рекомендовала всем странам ввести празднование этой даты как дня, посвященного деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире. И хотя все маленькие жители планеты формально защищены Декларацией и Конвенцией о правах ребенка, далеко не все ощущают на себе заботу общества, в том числе и россияне. Реалии, к сожалению, таковы: отказы от младенцев в роддомах, лишение родительских прав, переполненные детские дома, где дети-сироты при живых родителях, беспризорность, детская преступность. В прошлом году органы социальной защиты населения Нижегородской области поставили на учет почти полторы тысячи неблагополучных родителей.
"Характер спокойный, застенчивый, немногословный, легко поддается влиянию, очень часто говорит неправду, курит, в последнее время уличен в целом ряде краж..." Это выдержка из характеристики, которую дали девятилетнему Саше в его родной школе в городе Павлове. И это лишь один из документов довольно объемного личного дела третьеклассника, а ныне "клиента" Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей Нижегородской области.
Сюда, в бывший приемник-распределитель вместе с сотрудниками аппарата управления уполномоченного по правам человека Нижегородской области приехали журналисты. Страшно сказать, но только в этом году в милицию попали 23 тысячи несовершеннолетних нижегородцев. А в это заведение ребята помещаются только по решению суда. В отличие от центров реабилитации подростков, таких как, например, "Бригантина", здесь малолетние воришки, хулиганы и разбойники проводят сравнительно небольшой период времени - до 30 суток.
По словам начальника центра майора милиции Александра Козлова, главная задача его сотрудников - профилактика правонарушений.
- Задачу можно сформулировать и проще. Мы объясняем нашим подопечным, что такое хорошо, а что такое плохо. То есть восполняем пробелы в воспитании ребенка, допущенные семьей и школой, - поясняет Александр Васильевич.
Помещение центра рассчитано на содержание более пятидесяти человек, однако в последние годы здесь просторно - в среднем здесь находится всего двадцать ребят. Суды все чаще идут навстречу родителям и оставляют оступившихся недорослей в семьях. Условия проживания здесь напоминают даже не пионерский лагерь, а хороший санаторий: недавно отремонтированное четырехэтажное здание с просторными коридорами и спальнями, кабинетом психолога и спортзалом... О том, что живущие здесь дети не свободны, напоминают лишь решетки на окнах, КПП и дежурная часть на первом этаже, точно такая же, как в обычном райотделе милиции.
Мы застали ребят на уроке по этике. Чистенькие, опрятно одетые, они внимательно слушали учителя. Даже не верилось, что это не обычные школьники, а преступники. Вот Катя, она занималась тем, что влезала в квартиры через форточки. Вот Света, карманница, ей уже пятнадцать, а она еще только в четвертом классе.
Конечно, им здесь очень комфортно, несмотря на ограничение свободы. Ведь большинство - из неблагополучных семей, детдомов, есть и сироты. Некоторые из них даже не знают, что такое спать на чистой постели, и никогда еще так сытно не ели. И также понятно, что так, как с ними здесь занимаются, на воле им могло только сниться. Поэтому-то они, как завороженные, внимают отцу Виталию, который приходит сюда и вносит свою весомую лепту в воспитание "заблудших душ", наставляя их на путь истинный. Для проведения молебнов оборудована просторная молельная комната.
А начальнику приходится решать бытовые вопросы - как разнообразить питание на 60 рублей в сутки на человека и где взять зимнюю одежду для воспитанников? Да мало ли что еще! - Спасибо благотворительному фонду Торгово-промышленной палаты - этой зимой у нас не будет проблем с теплой одеждой. А вот спортинвентаря не хватает, - рассказывает майор Козлов. - Хорошо бы также решить вопрос и со строительством собственной котельной, что бы не зависеть, как сейчас, от заводской.
И все-таки, по словам руководителя аппарата уполномоченного по правам человека Светланы Барабановой, центр имеет явное положительное отличие от других закрытых детских учреждений. Здесь не только кормят, учат и развлекают, но и приучают к труду, исключительно по желанию. Кстати, никаких наказаний воспитатели не применяют. Показательно, что и побегов не случается. И еще, нельзя, к сожалению, сказать, что, попав один раз в этот добрый дом, сошедшие с колеи тут же исправляются. Есть и такие, которых суды направляли сюда по пять-шесть раз.
Ольга МАКАРОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате