Вечная «Глория» русскому искусству

Вечная «Глория» русскому искусству

«Все фестивальные программы достойны лучших концертных залов мира, а наши гости — без преувеличения «небожители», — призналась журналистам директор Нижегородской филармонии Ольга Томина. Главная миссия фестиваля — утверждение высокого международного авторитета России, что полностью соответствует его названию «Русское искусство и мир».

Музыка под стать званию

— Программы были очень разнообразны. А какую музыку предпочитал великий человек, имя которого носит фестиваль?

— Сразу вспоминается любимое Андреем Дмитриевичем «Адажио» Альбинони, — рассказывает Ольга Томина. — Сахаров, безусловно, предпочитал академическую музыку, регулярно посещал классические концерты в филармонии и консерватории. Известен случай, когда Эмиль Гилельс, крайне редко игравший на бис, специально для Сахарова исполнил «Одинокого странника» Грига. Едва ли можно утверждать о прямой связи исполняемых произведений с личными предпочтениями Андрея Дмитриевича, но многие из них — Пятая симфония, Девятая симфония и «Эгмонт» Бетховена, «Иоанн Дамаскин» Танеева — говорили о том же, к чему призывал Сахаров, — об общечеловеческих ценностях.

Вспомнил все

Шуберт, Дебюсси, Шопен… Сев за рояль, застенчивый хрупкий юноша преобразился до неузнаваемости. Вновь на сцене ошеломительно творил гений — Даниил Трифонов.

— Что вы ощутили на сцене Нижегородской филармонии, где когда-то сделали свои первые шаги к славе?

— Выходя на сцену, я вспомнил все мысли и образы, сопровождавшие меня 14 лет назад во время моего дебюта, вспомнил публику, — признался Даниил.
Впрочем, и среди публики, собравшейся в Кремлевском концертном зале, было немало тех, кто слушал его первые выступления. В 1998 году семилетний ученик ДШИ № 18 Даниил Трифонов выступил на фестивале «Новые имена». Талантливый мальчик был заявлен как композитор и сыграл три пьесы собственного сочинения. В следующем году он вышел на сцену в качестве солиста и играл моцартовский концерт с оркестром — и было в его игре столько пронзительной простоты, что и тогда уже слушатели буквально вжимались в кресла. Затем семья мальчика переехала в Москву, и там после долгих лет учебы начались победы, самая громкая из которых состоялась в минувшем году — первая премия конкурса имени Чайковского. В течение сезона он сыграл около ста концертов, и теперь его время расписано буквально по минутам. Даже в родном Нижнем, где Даниил не был девять лет, получилось пробыть чуть больше суток.

Попал в машину времени

Любимый нижегородцами скрипач и дирижер Сергей Крылов провел последний концерт фестиваля. На нем выступили собственно Крылов, Литовский камерный оркестр и Московский государственный академический камерный хор под управлением Владимира Минина.

— Вы когда-то уехали из Советского Союза и вернулись уже в новую Россию. Ощущаете ли вы, что приехали в другую страну?

— Перерыв в восемнадцать лет дал для меня эффект машины времени. Уезжая, я видел, как строят какие-то дома, а по возвращении увидел, как их сносят… Но, вспоминая людей, которые во времена моего отъезда боролись за высокие гуманистические идеалы, я думаю, что их миссия частично увенчалась успехом.

Под руководством Крылова прозвучали «Времена года в Буэнос-Айресе» Пьяццолы, «Времена года» Вивальди и его же кантата «Глория»…

Мария ФЕДОТОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате