Проба без колец и Мендельсона

Проба без колец и Мендельсона

Нижегородские социологи отмечают, что за последние десять лет население области уменьшилось почти на четверть миллиона человек и в определенной степени связывают это с нежеланием современных Адамов и Ев обременять себя узами брака. Многие из нижегородцев предпочитают официальной регистрации так называемый гражданский брак.

Опоры нет

Впрочем, как утверждает директор Нижегородского филиала института социологии РАН Сергей Балабанов, это общемировая тенденция — женщины и мужчины хотят быть независимыми и основывать свои отношения исключительно на любви. Но у гражданских браков нет перспектив в решении демографической проблемы. В таких семьях не приходится надеяться на полное доверие к партнеру, поэтому происходит частая их смена. Понятно, что при подобном морально-психологическом климате в семье ребенку сложно вообще появиться на свет. А в том случае, когда появляется, то он испытывает на себе всю «прелесть» натянутых отношений между папой и мамой. Издержки такого не обремененного обязательствами воспитания еще и нередко калечат неокрепшие детские души. Анализ преступлений несовершеннолетних только подтверждает, что в основном они из неполных семей и семей, которые не сцементированы гражданскими отношениями.

История Виктора, который впервые оказался под пристальным вниманием подразделения по делам несовершеннолетних в 7 лет, закончилась убийством отца и пагубным пристрастием к наркотикам, может быть типичной. В отсутствие твердой опоры в семье, он оказался под влиянием друзей с улицы, которые по-своему учили его уму-разуму.

В воспитательных целях

Нижегородская полиция проанализировала ситуацию с так называемыми бытовыми преступлениями и предоставила результаты областной прокуратуре. Они свидетельствуют о том, что морально-психологический климат в нижегородских семьях заметно ухудшился.

— Физическое насилие как аргумент в решении конфликтов в ходе бытовых ссор стало применяться чаще, поделилась с «НН» начальник отдела по делам несовершеннолетних и молодежи областной прокуратуры Вера Петрова. — От них прежде всего страдают жены и дети. А поводами для совершения таких преступлений становятся обычные, рядовые ссоры и скандалы, как правило возникшие из-за банальных неприязненных отношений внутри семей, чаще всего живущих в так называемом гражданском браке. В таких семьях возникают конфликты на почве бытовых неурядиц, ревности детей к кому-то из родителей из-за недостатка внимания.

Если преступления касались детей, то случалось когда перепившие взрослые не контролировали себя. Зачастую детям попадало просто «в воспитательных целях», а ради этих целей взрослые не брезговали и самыми жестокими средствами. При этом сами женщины, применяя насилие, действуют все агрессивнее и агрессивнее. По словам психологов, исследующих эту особенность, это притупленное чувство ответственности находит такое крайнее выражение.

Имитация чувств

— Почему-то значительная часть наших граждан считает форму гражданского брака нормой, — говорит начальник отдела по делам несовершеннолетних и молодежи областной прокуратуры Вера Петрова. — Однако нередко иллюзия свободы, мнение о меньшем количестве обязательств перед детьми, супругой или мужем порождают проблемы. Часть из них становится поводом для конфликтных ситуаций, разрешаемых силой.

Побои, истязания как методы решения семейных вопросов еще в прошлом году в криминальных сводках отсутствовали. С начала этого года им подверглись две женщины. Нехорошую тенденцию в прокуратуре просчитали своевременно, и с ее подачи в региональном правительстве был разработан комплекс дополнительных мер, направленных на своевременное выявление семейных проблем и конфликтов. На положительное изменение ситуации в семьях риска и снижение криминогенной напряженности оказывают влияние уже действующие проекты: «Социальный патруль», «Родительский патруль», «Институт наставничества».

Подготовлен и направлен на предварительное обсуждение законодателям области проект закона о профилактике правонарушений в Нижегородской области. Отдельные положения этого документа предусматривают конкретные меры по предупреждению конфликтов в сфере семейно-бытовых отношений. Хотя существующий институт гражданского брака полностью исключить их все же не может.

— Гражданский брак не является институтом семьи, а представляет лишь ее имитацию, — говорит психолог Леонид Максименко. — Если женщина вам говорит, что ей все равно, находится она в гражданском браке или законном, юридически оформленном, не верьте ей. Это неправда. По итогам переписи населения оказывается, что женатых мужчин на 15 процентов меньше, чем замужних женщин. Это говорит о том, что женщина, находясь в гражданском браке, все равно причисляет себя к замужним, а мужчина чувствует себя более свободным.

Словно «понарошку»

То, что инстинкт сохранения семьи сильнее у женщин, подтверждают и результаты Всероссийской переписи 2010 года. Как сообщила руководитель Нижегородстата Галина Полякова, в нашем регионе на 1000 представителей разных полов в официальном браке состоят 637 мужчин и 505 женщин. Без официальной регистрации в гражданском браке, состоят 73 мужчины и 58 женщин. Десять лет назад число незарегистрированных браков было значительно ниже и охватывало 47 мужчин и 37 женщин.

Возможно потому, что брак — это моральная, психологическая, юридическая ответственность друг перед другом, мужчины, у которых отцовские чувства уступают материнским, уходят от семейных обязательств. Не случайно они менее охотно идут на заключение брачного контракта, чем слабая половина. Хотя ценность и преимущества семейных уз ценили испокон веку у многих народов. Как рассказал Леонид Максименко, одному из самых древних брачных контрактов более трех тысяч лет. Он хранится в краеведческом музее в Феодосии. Отец в караимской семье дает дочери по контракту дом для проживания с мужем при условии сохранения брака.

Церковь со своей стороны тоже озабочена ситуацией, когда пары не намерены связывать себя официальными узами.

— Гражданский брак иногда называют «пробным»: молодые люди хотят проверить свои чувства и пожить как муж и жена «понарошку», а потом зарегистрироваться, — говорит священник Павел Гумеров.

— Впрочем, иногда о регистрации речи вообще не идет. Муж и жена — самые близкие друг другу люди. Даже ближе, чем дети родителям. Задам вопрос: можно ли быть пробным отцом или пробной матерью? То есть родить ребенка, а если не понравится, отдать его в детский дом? Мало кто не согласится, что это безнравственно. Если любишь, то на сто процентов. Нельзя любить наполовину. Особенно супругу или супруга. На мой взгляд, гражданский брак — все равно что жить с открытой дверью, через которую всегда можно сбежать. Но если в доме всегда открыта дверь, то жить в нем холодно, неуютно и опасно.

В Российской империи вплоть до Октябрьской революции в брак можно было вступить, лишь обвенчавшись или совершив другой религиозный обряд согласно вероисповедованию супругов. Этот обряд имел как моральный, нравственный аспект, так и юридический. Церковь вообще вела тогда записи учета гражданского состояния, которые сейчас фиксируются в загсе. Когда человек рождался, его крестили и записывали в метрическую книгу. Когда венчался — выдавали свидетельство о венчании. Расписаться без венчания или венчаться без росписи было просто невозможно по закону.

Венчание, которое не имеет сегодня былой юридической силы, пользуется определенной популярностью у молодых нижегородских пар. Прежде всего охотно такой обряд выбирают те, кто серьезно намерен создать не половинчатую, а самую настоящую семью. «Гражданским» мужу и жене чужды как духовные, так и светские формальности. Прав священник Павел Гумеров, их поведение — следствие падения нравственности. А эта категория не поддается регламентации.

Константин ШИШАРИН.

Цифры

Разводится каждая вторая пара

Российская статистика свидетельствует о том, что количество разводов в нашей стране неуклонно растет. Сорок процентов разводов приходится на первые 4 года совместной жизни, а наибольшее количество браков распадается у людей в возрасте 18 — 35 лет. При этом каждый второй брак в России заканчивается разводом.

Справка «НН»

В Римской империи существовал брачный договор. Законным считался брак, только скрепленный юридически. Но существовал и так называемый конкубинат. Так регистрировалось сожительство. В переводе с латыни это означает «вместе лежу». С введением более строгих законов о браке конкубинат ограничивал женщину в правах. Она не могла претендовать на имущественные и сословные привилегии.

В первые века христианства обручение было отделено от венчания. Оно было актом гражданским и совершалось согласно местным обычаям. Обручение совершалось торжественно, в присутствии многочисленных свидетелей, которые скрепляли брачный договор.

Что почем

Сколько стоит венчание? В каждом нижегородском храме есть существующие расценки — от 500 до 1500 рублей. Эти цены — условно фиксированные, так как это не такса, а рекомендуемое пожертвование. Во столько обойдется венчание брачующимся во второй раз.

Для сравнения: венчание в Русской православной церкви за границей — в той же Флоренции — стоит от 2910 евро.

Между тем

В Православной церкви существует чин о второбрачных, позволяющий сочетаться браком паре, в которой каждый брачующийся однажды уже стоял у алтаря. Это особый способ венчания, который производится только с позволения архиерея. При этом в процесс венчания добавляются две покаянные молитвы.

Если один из супругов при этом венчается впервые, пару сочетают обычным чином, что производится с разрешения и благословения митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия. Брачующемуся вторично, обязательно предварительно следует пройти таинство покаяния в совершении одной из самых серьезных ошибок, которую делает человек, неудачно соединяя свою жизнь с другим человеком.

Не стоит забывать, что церковь относится к разводам крайне неодобрительно и, даже при подаче прошения о снятии прежнего благословения в Епархию, не факт, что оно будет удовлетворено.

Кстати

Одиннадцать условий снятия венца

Венчание во второй раз возможно, если снято благословение на предыдущий брак. В соответствии с церковными канонами есть 11 условий, которые позволяют надеяться, что вас развенчают.

1. Смерть одного из супругов.
2. Измена одного из супругов либо вступление в новый брак.
3. Смена вероисповедания.
4.Невозможность иметь потомство.
5. Один из супругов длительное время считается без вести пропавшим.
6. Отбывание наказания в местах лишения свободы.
7. Рукоприкладство по отношению к членам семьи.
8. Незаконное заключение брака (например, сокрытие фактов психического или физического нездоровья одного из супругов).
9. Уход из семьи.
10. Подтвержденный медиками факт алкоголизма или наркомании одного из супругов.

11. Прерывание беременности без согласия супруга.Прошение направляется в митрополию Нижегородскую и Арзамасскую. К нему прилагается свидетельство о разводе и свидетельство о вступлении в новый брак. Если вопрос решается положительно, выдается справка, позволяющая священнику совершить таинство венчания во второй раз. В самых исключительных случаях (как правило, лишь в случае смерти супруги или супруга) церковь может разрешить венчаться человеку даже в третий раз. Но это скорее исключение, чем правило.

Следите за нашими новостями в удобном формате