Всех Фадеевых мы дома не застали, и это немудрено: старшие дети выросли и живут уже своими семьями. Но в чистой, по-прежнему многолюдной уютной избе все говорит о каждом из них. Как учит маленького Никитку пятнадцатилетняя Таня, они по-прежнему единое целое.
Они по-прежнему вместе и в радости, и в горе, сообща встречают праздники и переносят трудности: мама - Любовь Александровна, папа
- Владимир Михайлович и дети
Лена, Таня, Вова, Наташа, Вера, Миша, Саша, Юра, Галя, Катя,
Женя, Коля, Сережа. Такая вот таблица умножения по Фадеевым.
Любовь
Люба никогда себе маленькой семьи и не мыслила. Сама выросла с пятью братьями и сестрой. А когда настало время большой любви, нашелся и подходящий суженый. Как сейчас, она помнит тот важный разговор о детях на берегу красавицы Суры.
- Любишь, а сына моего будешь любить? (Был у нее уже сыночек от первого брака.)
- А ребенок не помеха, Любушка, он радость, мы еще дюжину с тобой обязаны вырастить, - ответил молодой тракторист. Так и вышло, как говорил. Теперь в Лисьей Поляне Фадеевы безраздельно доминируют. И все их любят, вся деревня гордится ими.
- Трудолюбивые и скромные, с малолетства ребята яблока в чужом саду
не сорвут, зато, если надо, всегда помогут, их ведь целая бригада, - говорит сосед, тоже Фадеев, однофамилец.
- Наша деревня Фадеевыми и славится, и прирастает!
И правда. У Фадеевых теперь свадьба за свадьбой. Недавно, в октябре, Сашино бракосочетание отгуляли, а в январе Юра женится. Красивое имя у невесты - Валерия, такого в их огромной семье еще не было...
- Рада я за Юрочку, - делится
мама. - Мои дети сызмальства мне все рассказывают. Вот и он обнял, говорит: "Я с девушкой хорошей познакомился, хочу ее вам с отцом представить".
Так и у Сашеньки было - привел, познакомил. Очень девушка нам понравилась, сразу тетей Любой меня назвала, как все соседские ребята, которыми наша изба всегда полна. А я думаю: "Может, скоро и мамой меня назовешь"... Постараюсь и ей хорошей свекровью стать. Пример ведь перед глазами.
Свекровь
Когда Любушка поняла, что ждет третьего, мама Владимира Михайловича Анна Захарьевна успокоила: - Не вздумай печалиться, рожай себе, всех вынянчим.
- Растила детей бабушка вместе с нами. В деревне все помнят, куда бы ни шла она, все как курочка с цыплятами, вокруг целая гурьба внуков и внучек, за подол держатся, - рассказывает Владимир Михайлович . - Она ведь считает, что если Бог ребеночка дал, то и хлеб ему обязательно будет. Сейчас думаем ее с другого края села поближе к нам перевести. Старый родительский дом, что напротив, будем для нее все вместе ремонтировать. Хотя она у нас неугомонная, и сейчас вот, в свои восемьдесят четыре в гости в соседнее село пошла. Пока мы говорили, окруженные младшими детьми да внуками, и старшая Наташа заглянула в дверь. Тоже ведь уже замужем, а родной дом покинуть не смогла. После школы уехала в Екатеринбург, там в городе работала, но приехала на побывку и на танцах встретила свою судьбу. Все здесь же, на родине, недалеко, в Усовке. Теперь рядышком живет с мужем и маленьким Максимкой.
Морковь
- Мы все счастливые, - считает Наташа. - И родители, и мы, дети. Никакими деньгами это не измеришь. Вот теперь, если будет у меня еще ребенок, 250 тысяч ему на образование, жилье положено. Но я все думаю, а моя мама, многодетная, этой помощи разве не заслужила? Ведь такие, как она, не ходят и не просят, им некогда, они думают, как и чем семью накормить. У нас, несмотря на то что денег всегда не хватало и одежду друг за другом донашивали, пироги на столе через день стояли. И теперь все как у людей - и проводы, и дни рождения празднуем. Но чего это стоит родителям, каково им хранить семейные традиции, если элементарного порой
нет? И корова у них не для порядку, а кормилица, и поросята, и огород с морковью и картошкой. Мы все на работе выросли. С отцом в поле на тракторе катались, чумазые. Это я к тому говорю, что они у нас просто герои. Программы по жилью ведь нынче только для молодых, а здесь всегда было семеро по лавкам да умножь на два. И на полу, и на печи - везде спали. Но нет программы по жилью для многодетных семей.
- А я еще знаю, чего нет, - рассуждает правильно умница одинннадцатиклассница Таня. - В школу очень далеко ходить. До деревни транспорта нет, четыре километра туда-сюда. Что нам те деньги на проездные билеты, которые выделяют многодетным!
Все равно добираться на своих двоих. А образование? Хотела Вера поступать в институт, учиться на бухгалтера, но какие у нашей семьи средства, чтобы курсы пройти? Так и стала поваром. Надо бы таким семьям преимущество, да нет его. Послушаешь девочку - и вспомнишь те далекие времена, когда большим семействам выделяли микроавтобусы. Может, и Фадеевы, лауреаты губернаторского диплома 1-й степени, что-то такое заслужили? Семья ведь разрастается, прирастает внуками, встреч и поездок не убудет никогда, да и внукам в школу еще идти, и мало ли что...
- Когда отец попал в аварию, надо было срочно в больницу, еле справились. А к вечеру в райцентре около его постели все дети собрались, даже с Бора приехали. В беде мы тоже всегда вместе, - утирает слезы мама. Вот только один раз они скрыть от меня хотели...
И Родина
Пытались скрыть, когда Саша из Моздока, с войны письмо написал, спрятали, чтобы мама не плакала. А она еще больше волнуется, весточки ждет от солдатика своего. Но вернулся он невредим со службы. За ним и другой в Гудермесе отслужил. А всего у Фадеевых отдали долг Родине четверо сыновей.
- Может, уж выполнила я норму по солдатам? - спрашивает Любовь Александровна. - Надо ли у многодетных всех сыновей в армию посылать, ведь и дома помощники очень нужны.
Говорит она, а сама на Мишеньку виновато смотрит. Восемнадцать ему, ждет повестки из военкомата, уйдет этой осенью, прямо, может, и на днях. И есть причины его не отдавать, не слишком он крепок по здоровью. Но ведь сам служить просится, как служили братья! Младший, четвероклассник Женечка, тоже говорит "пойду". И пятиклассник Коля не отнекивается. Видно, такая судьба у матери - ждать да печь вместе с девчонками пироги на проводы. Нас, гостей, Фадеевы тоже провожали торжественно, все, кто был, мал мала меньше, на порог высыпали. В таком окружении от их домика настоящим семейным теплом повеяло, показалась нам Лисья Поляна многолюдной и праздничной.
Вера ЧЕБОТАРЕВА.