Из пленных — в академики

Из пленных — в академики

«И громче труб на поле чести зовет к Отечеству любовь» — этими строчками из песни времен войны 1812 года названа выставка, занимающая весь третий этаж Нижегородского художественного музея (Кремль, корпус 3). Экспонаты, посвященные событиям 200-летней давности, с любопытством разглядывают даже иностранцы.

Истории звучные и потише

— Это первая столь значительная фондовая выставка нашего музея, посвященная историческому событию, — рассказала «НН» ее куратор, научный сотрудник музея Ольга Тихомирова. — Все экспонаты — из нашей собственной коллекции, всего здесь более 150 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Причем многое, что вы здесь видите, выставлено впервые и вряд ли будет демонстрироваться публике в ближайшие годы. Экспозиция посвящена не только нескольким месяцам войны, но и жизни русского общества той эпохи, культурно-политическим связям России и Франции, историческим личностям, в том числе непосредственно Наполеону и Александру Первому. Еще нам важно было показать, какие жертвы были положены на алтарь победы в той войне, какими невероятными порой оказывались переплетения человеческих судеб…

Действительно, выставка знакомит посетителей не только с большой историей, но и с множеством маленьких, частных. Например, с историей жизни французского художника Августа Осиповича Дезарно, который участвовал в наполеоновском нашествии, попал в плен и, оставшись жить в России, опять занялся живописью, получил звание академика и умер в Санкт-Петербурге. «Это же о многом говорит — и об отношении русских к своим пленным, и о том, как европейцы воспринимали тогда нашу страну!» — замечает Ольга Тихомирова.

Или вот трагическая история графа Павла Строганова, близкого друга императора Александра I. Его вклад в победу над Наполеоном был велик, в 1812 году он командовал 1-й гренадерской дивизией, в Бородинской битве заменил раненого генерала Тучкова на посту командира 3-го пехотного корпуса… Но страшная гибель сына, очевидцем которой он стал, сломала Павла Александровича: он подал в отставку, через несколько лет умер, и все лавры достались другим.

И гравюры, и карикатуры

Среди авторов представленных произведений — художники разного времени и разных стран: непосредственные участники войны, современники тех событий, их потомки. Портреты кисти Василия Тропинина, Джорджа и Генри Доу, Жана-Лорана Монье, Александра Орловского представляют галерею образов военных и политических деятелей эпохи наполеоновских войн. Известный живописец-бытописатель первой половины XIX века Алексей Венецианов неожиданно предстает как мастер графической сатиры. Тема подвига русского народа раскрывается в полотнах батального жанра, посвященных ключевым сражениям 1800 — 1814 годов. А из французских гравюр становится видно, что значил для Европы Наполеон: даже его праху бонапартисты поклоняются, словно мощам святого…

«Гроза двенадцатого года» оставила след в истории и нашего края. На выставке демонстрируется редкий материал, раскрывающий роль Нижнего Новгорода. Здесь не только базировался штаб народного ополчения Третьего — Поволжского — округа, сюда эвакуировались из Москвы архивы, департаменты, казначейства и университет.

Выставка будет открыта до 23 сентября.

Ольга ГОРНОВА.
Фото Натальи ПЬЕТРЫ.

Следите за нашими новостями в удобном формате