Либо рубильник, либо коллектор?

Либо рубильник, либо коллектор?

За полугодие в Роспотребнадзор по Нижегородской области на действия коллекторских агентств поступило 28 жалоб.

Черта новейшего времени: трое из алчущих защиты жалуются на сферу жилищных правоотношений, поскольку домоуправляющие компании начали передавать просроченные задолженности для взыскания коллекторским агентствам.

Не платят — отключим свет

Причиной, послужившей поводом для написания одного из обращений в Роспотребнадзор, стали угрозы лишения должника квартиры и передачи приватных сведений работодателю.

… Каждый пятый житель имеет просроченную задолженность по оплате электроэнергии. Так уверяет заместитель генерального директора по реализации ЗАО «Волгаэнергосбыт», куда входит поставляющая электроэнергию жителям Автозаводского и части Ленинского района Автозаводская ТЭЦ, Елена Малова.

— В досудебном производстве мы начинаем работать на следующий день крайнего срока оплаты — после 10-го числа. На первом этапе информируем через телефонные звонки, SMS, или наш контролер идет к должнику с напоминанием. В компании даже создана специальная постоянно действующая комиссия.

Однако самый эффективный инструмент, который используется, конечно, после соблюдения определенных процедур, — рубильник, признается она:

— Из 128 тысяч потребителей электроэнергии порядка четырех тысяч наших неплательщиков сидят без электроэнергии. И хотя на такие крайности стараемся не идти, количество должников с просроченной задолженностью под угрозой этого сократилось вдвое.

Чужого поля ягоды

На поле деятельности коллекторских агентств расцвели и мошенники. Руководитель Управления Роскомнадзора по Нижегородской области Анатолий Селезнев вспоминает недавний случай, когда доверчивый должник одного из банков был вынужден расстаться с недавно приобретенным любимым железным конем, дабы погасить задолженность по автокредиту. Каково же было его удивление, когда и после этого от банка вновь пришло напоминание о необходимости погасить должок…

Коллекторские агентства работают вне правового поля, полагает начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Нина Цветкова:

— Коллекторы не являются субъектами банковской структуры, и лицензии они не имеют: по правам и полномочиям они не могут в полном объеме заменить первоначального кредитора. Если кредитные организации включают подобные условия в свои договоры и там нет ссылки на то, что этим третьим лицом будет являться банк, заменяющий банк-кредитор, это ущемляет права заемщика. Лишенный преимуществ, которые устанавливает «Закон о защите прав потребителей», человек может оказаться один на один с коллекторами, которые действуют вне рамок правового поля. Если действия коллекторских фирм представляют угрозу, а по форме носят характер третирования, есть повод для обращения в правоохранительные органы, — советует она.

Елена КУЛЬЧИЦКАЯ.

Мнение

Олег КРУЧИЛИН, начальник отдела УЭБ и ПК ГУВД России по Нижегородской области, подполковник милиции:

Чтобы нарушителем занялись всерьез, от обиженного должно поступить заявление о противоправных действиях коллектора. Но факт необоснованной передачи персональных данных в компетенцию органов полиции не входит — заявление следует писать в прокуратуру, где создана специальная служба по борьбе с нарушениями в области жилищного законодательства.

Однако, если ситуация дошла до угроз жизни и серьезность ситуации подтверждают диктофонные или аудиозаписи, по заявлению в полицию будет проведена проверка.

Следите за нашими новостями в удобном формате