Вокруг балансовой стоимости

Вокруг балансовой стоимости

Весной 2012 года госпредприятие «Трансинкор» было приватизировано. Пакет акций был продан на аукционе его директору Алексею Болкуневичу. Однако сделка вызвала вопросы у депутатов ЗС НО.

Антикризисные меры

В результате Контрольно-счетной палате было поручено проверить эффективность продажи пакета акций «Трансинкора». Формальным поводом для этого стало то, что по отчету оценщика рыночная стоимость 100% акций ОАО «Трансинкор» составила 70 млн руб., что ниже балансовой стоимости активов предприятия в 2,6 раза (более 179 млн руб.). Депутатов насторожило и то, что пакет на аукционе ушел по стартовой цене. Это породило массу слухов.
Мы попросили гендиректора ОАО «Трансинкор» Алексея Болкуневича прокомментировать ситуацию.

По его словам, семь лет назад предприятие владело автобусными парками с подвижным составом и дорожно-строительной техникой, полученной из дорожного фонда. Износ ее был около 85 процентов. Убытки за 2004 — 2005 год от деятельности компании составили 25 млн рублей при уставном капитале в 274 млн рублей.

— У собственника — правительства области — было два пути решения судьбы предприятия. Ликвидировать в связи с убыточной деятельностью либо попытаться сохранить при помощи антикризисных мер. Был выбран второй вариант, как оказалось верный, — рассказывает Алексей Болкуневич.

Два автопарка тогда были переданы в собственность ГП «Нижегородпассажиравтотранс», что снизило уставной капитал «Трансинкора». Дорожную технику реализовали через договоры купли-продажи и аренды с правом выкупа соответствующим организациям. Полученные средства реинвестировались в договоры лизинга, который стал основным видом деятельности для компании. Благодаря этому предприятие удалось реанимировать, и начиная с 2007 года оно вышло на безубыточный уровень (по итогам 2011 года прибыль составила 2,5 млн рублей), и это — без госдотаций.

Без сокращения штата

В прессе ходили слухи, что гендиректор «Трансинкора» выкупил у государства акции предприятия за 70 млн рублей, при этом заложив недвижимость предприятия под кредит в банке, которым и расплатился за акции. Однако подобные кредиты выдаются только с согласия собственника. А тогдашний собственник — Мингосимущество — никогда бы такого согласия не дал.

— Средства на покупку я взял официально по договору займа у коммерческой организации, директором которой является мой друг. Средства мне еще отработать и вернуть, — подчеркнул Алексей Болкуневич.

На вопрос, зачем директору было вкладывать такие средства, если они окупятся спустя десятки лет, Болкуневич отвечает, что намерен привлечь частные инвестиции и увеличить оборот компании. Тогда и срок окупаемости будет реальным. «Есть и другой путь снижения себестоимости — сокращение штата сотрудников, ведь фонд оплаты труда — основная статья затрат. Но я дорожу своим коллективом и считаю, что это неправильно», — отметил директор «Трансинкора».

Через некоторое время после аукциона фирмы «Дзержинский водоканал» и «Прозрачные ключи» сообщили в СМИ и правоохранительные органы о том, что их не допустили на аукцион как заинтересованных участников.

— Проработав много лет на рынке лизинговых услуг, ни я, ни мои коллеги не слышали об ОАО «Дзержинский водоканал» и ЗАО «Прозрачные ключи» как о компаниях, занимающихся лизингом, — недоумевает директор «Трансинкора».

Что касается недовольства некоторых депутатов относительно якобы заниженной стоимости предприятия, то директор объясняет это следующим образом:
— Оценивать бизнес только по бухгалтерскому показателю «чистая стоимость активов» не совсем корректно. Ведь часто бывает, что стоимость бизнеса может в тысячи раз превышать стоимость активов и наоборот, как в нашем случае. Поэтому мнение о том, что компания стоит больше, чем она была оценена, полагаю, необоснованно.

Дмитрий ФЕДОРОВ.

Следите за нашими новостями в удобном формате