Первые школьные дни, безусловно, особенно волнующие и радостные. Детям хочется скорее увидеть своих друзей-одноклассников, любимых учителей, но входить в учебный ритм после каникул, особенно самых длительных, летних, ох, как сложно.
Трудности первого класса
Труднее всех первоклассникам, для которых школа — это совершенно новая нагрузка. Малышам приходится осваиваться в незнакомой обстановке, привыкать к учителю и друг другу, заставлять себя спокойно сидеть на уроках. Нельзя слепо надеяться, что адаптация ребенка к школе успешно пройдет сама собой. Этому процессу можно и нужно помочь. Да, он хочет в школу или, по крайней мере, не возражает против учебы. Но вдруг ни с того ни с сего начинаются капризы, истерики.
Взрослым такое поведение кажется совершенно непонятным, между тем это всего лишь проявление волнения. Психологи Анна Гиппиус и Софья Магид утверждают, что любые неадекватные состояния ребенка в начале учебного года — это не прихоть и не поведение, подлежащее пресечению, а
Чаще всего в школе ребенок ведет себя идеально — на
Кто то, придя домой, сразу засыпает, хотя давно перестал спать днем, и потом как ни в чем не бывало скачет до вечера, а
— Первый класс дался дочке непросто. После уроков Маша приходила очень усталая. И это несмотря на то, что к школе дочка была хорошо подготовлена. Конечно, старались сделать все, чтобы она больше отдыхала, раньше ложилась спать. Надеюсь, что во втором классе будет легче, — поделилась мама первоклассницы Алла Таланова.
Специалисты утверждают, период адаптации ребенка к школе может длиться от
Отбой пораньше, прогулки подольше
После школы первокласснику желательно спать днем, так как с непривычки детский организм будет сильно уставать. Домашние задания — те самые, которых по закону в первом классе не должны задавать! — вечером перед самым сном готовить не следует. Ведь ребенок уже устал под конец дня.
Считается, что у мозговой активности в течение суток имеется два пика: 9 — 12 часов и 16 — 18 часов, именно это лучшее время для уроков.
В идеале отбой у самых маленьких учеников должен быть не позже 9 часов вечера, так как детям семи лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. По данным исследований, первоклассники в среднем недобирают
Выспавшись, ребенок успеет позавтракать, сделать зарядку и окончательно взбодриться перед уроками. Стоит помнить, с приходом в школу у детей в два раза сокращается двигательная активность: часто вместо прогулок — тот же компьютер. Даже три урока физкультуры, как считают специалисты, компенсируют лишь около 10 процентов необходимой двигательной активности детей.
Чтобы ребенок не стал больным и хворым, в режим дня обязательно нужно включить утреннюю зарядку и прогулки (перед выполнением домашнего задания и перед сном продолжительностью 3 — 4 часа).
Любовь и спокойствие
Ключевой момент в адаптации, как бы банально это ни звучало, — это родительская любовь, ласка, забота. Ребенок как никогда нуждается в них. Семейные неурядицы — враг успешной адаптации ребенка к школе, и, наоборот, комфортная психологическая обстановка в семье поможет ребенку легче привыкнуть к школе.
Немало зависит и от педагога. Это подтверждает учитель начальных классов Марина Котельникова:
— Сейчас детки слабые. Абсолютно здоровых в классе —
Многое зависит от подбора детей в классе.
Однажды был такой случай. Пошли мы с классом на прогулку, а один мальчик взял и улегся на траву. Его товарищи смотрят на него с интересом и уже готовы последовать его примеру. Я отреагировала спокойно. Посоветовала мальчику отдохнуть немного, и нас догнать.
С детками растут и бедки
Родителям обязательно надо контролировать ребенка, особенно в первые месяцы обучения в средней школе. Для пятиклассника главная сложность — это переход от одного привычного учителя к нескольким предметникам. Теперь ребенка оценивают разные люди, а не один педагог, как раньше. В этот период часто родители жалуются, что их ребенок потерял интерес к учебе, скатился на тройки. Действительно, уроки уходят на второй план.
Подростковый возраст связан прежде всего с интенсивным расширением контактов и обретением своего «я». Задача родителей — помочь в этом сложном деле, познакомиться с друзьями ребенка, приглашать их в дом, интересоваться подростковыми увлечениями.
Главной особенностью детей 10 — 11 лет является их возросшая степень самостоятельности. С одной стороны, не стоит в этом ограничивать ученика средней школы, с другой — педагоги предостерегают от сомнительных знакомств и опасных экспериментов (первых проб сигарет, алкоголя, наркотиков).
Последний важный этап, который проходит ребенок, — это приобретение статуса старшеклассника. У повзрослевшего подростка вновь возрастает интерес к учебе. Предстоящий выбор профессионального пути делает детей и родителей единомышленниками. В старших классах главное — уважать ребенка и не нарушать его личное пространство.
Помогает… арбуз
У победителя городского конкурса профессионального мастерства «Классный руководитель года» Оксаны Кузиной, о которой «НН» рассказывали несколько лет назад, свой подход к созданию теплой атмосферы в классе. Она убеждена, что залог успеха — в понимании между классным руководителем, детьми и их родителями. Этот треугольник нельзя разрывать никоим образом.
— Очень помогают совместные дела, поездки, праздники, — уверена Оксана. — Помимо общешкольных мероприятий, есть особые праздники, которые мы отмечаем всем классом. Один из них — «арбузник». Это вечер импровизаций, в котором участвуют и дети, и родители. Учитель должен завоевать авторитет в глазах класса, стать непревзойденным лидером, тогда все получается.
Александра МАХЛИНА.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
Между тем
Три группы привыкания
Всех первоклассников по способности адаптации к школе можно разделить на три основные группы.
Первая группа адаптируется легко в течение первых двух месяцев после начала учебы. Такие дети лишь иногда испытывают сложности с освоением новых норм и правил поведения, а чаще всего они спокойны, добросовестно выполняют требования педагога.
Следующая группа отличается более длительным периодом адаптации к школе. Эти дети не сразу готовы принять требования учителя. На уроках они могут играть, разговаривать. На замечания педагогов обижаются, могут расплакаться. Учебная программа в первые месяцы дается им довольно трудно. Но зато уже к концу первого полугодия эти ребята готовы полностью выполнять требования школы.
И, наконец, третья группа. К ней относят детей с очень трудной
социально-психологической адаптацией. Такие дети проявляют негативное поведение, отрицательные эмоции, учебная программа дается им с большим трудом. Часто они мешают учебному процессу, постоянно нарушают дисциплину.
Комментарий
Елена БАРЫШКИНА, консультант центра родительской культуры «Исток»:
— Чаще всего возникают два типа проблем — сложности в общении со сверстниками и боязнь отвечать. Первая характерна для детей с плохо сформироваными навыками общения, которое выходит на первый план, но не всем удается найти свое место, обрести друзей. Как следствие, такой ребенок начинает конфликтовать. Попробуйте пригласить в гости одноклассников, посещайте вместе с ребенком кружки, секции — развивайте навыки общения. Некоторые дети подходят, знакомятся, а длительных отношений не получается. А всего лишь нужно подсказать ребенку и его новому другу совместную игру, и отношения сами собой завяжутся.
В последнее время родители часто приводят на консультации детей, которые боятся отвечать у доски. Ребенок молчит, или у него при ответе трясутся руки. Причины могут быть разные — строгий учитель, вызывающий страх, неуверенность в собственных силах. Молчание может быть проявлением характера маленького ученика, который не привык к дисциплине. Если у ребенка повышенная тревожность, то, возможно, стоит проконсультироваться у специалиста.