В тесноте, да по закону

В тесноте, да по закону

В нашей стране впервые судом было признано нарушение прав человека при перевозке заключенных в автозаках и вагонзаках (официально этот вид транспорта называется спецавтомобиль и спецвагон, а в народе «столыпин» или «воронок»). Верховный суд Коми в кассационном порядке удовлетворил жалобу двух осужденных, которых перевозили в переполненных авто- и вагонзаках. Теперь они могут подать иски на возмещение моральных и физических страданий.

Нормы позволяют

На сегодняшний день жалоб от нижегородских сидельцев на перевозку нет. Но, возможно, лишь потому, что изменения в закон, которые дают общественным наблюдательным комиссиям осуществлять контроль за соблюдением правил содержания осужденных при перевозке, вступили в силу совсем недавно. И, по словам председателя общественной наблюдательной комиссии по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, и заместителя председателя комиссии по вопросам помилования в Нижегородской области Александра Листкова, следует ожидать очень большого потока жалоб от наших осужденных уже в ближайшее время.

Нормы посадки осужденных и лиц, содержащихся под стражей в спецвагоне, установлены вполне конкретные: 12 человек в больших камерах и 5 человек в малых. Разные категории конвоируемых (мужчины, женщины, впервые осужденные, рецидивисты, осужденные пожизненно, беременные женщины, женщины с детьми) должны содержаться отдельно. Численность пассажиров автозаков зависит от грузоподъемности машины. 1,5 — 2 тонны («ГАЗ») — 13 человек, 2,5 — 3 тонны («ЗИЛ») — 21, новые спецавтомобили могут перевозить до 26 человек.

Однако, по мнению Александра Листкова, эти нормы весьма жесткие:

— Только новые спецавтомобили, которых на область не более десяти, имеют систему вентиляции. Перевозка женщин с детьми в зарешеченном транспорте не гуманна, она предусмотрена нормативными ведомственными актами. Этими же актами разрешается и превышать норму на 70 процентов при перевозке осужденных на малые расстояния (время в пути до 4 часов).

Уже привыкли

В Нижегородское отделение Комитета против пыток конкретных жалоб на содержание заключенных при перевозке не поступало. Но там тоже обеспокоены этой проблемой.

— Люди, которые содержатся, например, в СИЗО, терпят весьма жесткие условия своего перемещения, — говорит руководитель отдела расследований МОО «Комитет против пыток» Дмитрий Утугин. — Их поднимают в пять утра, отправляют в так называемую сборку, это помещение, куда собирают всех следственных арестованных, которых ждет судебное заседание. Потом их развозят по судам в автозаке, в котором зимой очень холодно, а летом жарко.
В этом железном ящике достаточно много народу. И в таком стесненном положении они находятся практически целый день. Ну, а не жалуются, наверно, потому, что уже привыкли.

Ольга МАКАРОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате