Ни дня без песни

Ни дня без песни

Сейчас многие великие коллективы прошлого воссоединяются и опоясывают мир триумфальными турами. Музыканты легендарной нижегородской группы "Хроноп" воссоединились и - радуйтесь, знатоки и поклонники качественной музыки - турне не предвидится, "хронопы" никуда от нас не уедут.
На вновь открывшемся "втором дыхании" записан альбом "Любитель жидкости", презентация которого пройдет 16 декабря в "Рокко".
Мне посчастливилось познакомиться с "Любителем жидкости". Если говорить честно и беспристрастно, альбом вышел просто классный.
Сегодня наш собеседник - бессменный лидер "Хронопа" Вадим ДЕМИДОВ.
- Воссоединение группы я определяю для себя как возвращение долгов. В свое время "Хроноп" был, пожалуй, слишком значительным событием для Горького, и многие связывали с нами больше, чем мы смогли сделать в реальности. Поэтому мы возвращаем долги фанатам, а еще в большей мере - себе, потому что у нас, как ни странно, до недавних пор не было альбома, которым можно было бы гордиться.
- Вадим, почему ты, успешный журналист, оставил массмедиа и пошел играть в "Паутину"?
- Потому что журналистика - жена, а музыка - любовница. С некоторых пор я стал писать песни каждый день. Не дожидаясь прихода вдохновения, "крыльев" и прочего. Мы с Женей Прилепиным вывели формулу: вдохновения ждет только бездарь.
Я просто подумал: если каждый день сочиняю по нескольку статей, отчего бы не сочинять ежедневно по нескольку песен?
- Кто приходил на концерты в "Паутину"?
- На мои концерты всегда ходили преимущественно девушки.
- Это нормально?
- Это отлично! Сначала "Хроноп" был социальной, даже в чем-то злой командой.
С девяностого года у нас пошли лирические песни, и в этом смысле "Хроноп" оказался прогрессивнее многих - мы исполняли чувственные вещи, с сексуальным подтекстом, а многие группы по инерции продолжали петь "за свободу" и "против совка". Сейчас у меня идут "лав стори".
- Помнится, ты писал их еще для "Крупской".
- Да, но переход от "Крупской" к "Хронопу" был очень сложным. За четыре года я так привык петь и сочинять для девушек, что пару переходных месяцев посвятил исключительно размышлениям. "Хроноп" многим казался исключительно "текстовой" группой. Коллеги-музыканты считали, что мы музыку играть не умеем и играть ее недостойны. Но я лично считаю себя редким мелодистом и вообще весь последний год живу исключительно за счет музыки - продаю песни. Одну мою песню купили в совершенно отвратительный сериал о шоу-бизнесе "Обреченная стать звездой".
- Каковы они, сегодняшние молодые рокеры?
- Сегодня выше планка: все играют гораздо лучше, лучше сочиняют. Жестче конкуренция. Человек, выходящий на сцену сегодня, умеет гораздо больше, чем двадцать лет назад. Но говоря об умениях, я не имею в виду талант. Талантливых людей сегодня так же мало, как и двадцать лет назад. Как и всегда. Если говорить о сегодняшней рок-музыке, то мне лично слушать практически нечего. Ну, "Аквариум", "Гражданская оборона", "Сплин", Земфира - для перечисления хватает пальцев одной руки. Все остальные поют не для меня. Такое ощущение, что подавляющему большинству исполнителей нечего сказать; всё - средне, ни о чем...
- Почему?
- Потому что сегодня главное на сцене - это понт. Зрителю в свою очередь надо, чтобы были понты и круто, а прочее неважно, потому что сейчас делают только то, на чем можно быстро заработать, а заработать можно с помощью понтов. Потому что люди так воспитаны, что воспринимают только понты. Я имею в виду не только музыку... А настоящего всегда мало.
Настоящее нужно искать.

Только факты

Предыстория "Хронопа" начиналась типичным для многих групп образом. Свободомыслящие студенты нижегородских вузов познакомились на пластиночной барахолке.
В течение нескольких лет почти ежедневно встречались в центре города: сходить в "Рекорд" на Феллини, забежать на умный разговор к любителю джаза, встретиться в субботу на книжной барахолке...
"побазарить за Серджио Леоне" и купить у спекулянтов Кортасара.
3 мая 1985 года начался "Хроноп".
Первый альбом "Домашний аквариум" был записан дома на магнитофоне "Маяк" за 23 дня. Первый концерт "Хронопа" состоялся в начале 1986 года в баре "Бочка" "на сходке местного поэтического клуба "Триклиний", в который входили Игорь Чурдалев и его тезка Грач" (поэты "Триклиния" не оставили от дебюта камня на камне). Затем был второй альбом, а осенью 86-го на первом горьковском рок-фестивале настал звездный час "Хронопа" - жюри во главе с Артемом Троицким присудило "Хронопу" приз за самую спорную программу. Затем были фестивали, победы и записи, однако, по словам Вадима, все, что происходило с "Хронопом" в капиталистические времена, уже было менее интересно. "Хроноп" повзрослел... вместо того, чтобы навсегда остаться молодым. В 99-м они расстались (тут Вадим сочинял песни и играл на гитаре в группах "Замша" и "Крупская"), в 2004-м сошлись вновь.
"Сороковник - возможно, идеальный возраст для обнаружения второго дыхания", - считает Демидов.
В записи шестого альбома приняли участие "хронопы" из состава 80 - 90-х годов: Вадим Демидов (вокал, гитара), Александр Терешкин (гитара), Павел Носков (барабаны), Алексей Максимов (бас), Андрей Малых (флейта). В качестве специального гостя на запись альбома был приглашен старинный друг "хронопов", не раз принимавший участие в концертах группы - скрипач Максим Поведский. Запись альбома "Любитель жидкости" проходила в нижегородской студии "Аваллон" (звукорежиссер Сергей "Гост" Мишанькин).
В трек-лист альбома вошло 13 песен, написанных Вадимом Демидовым с 2004-го по 2006 г. Кроме того, впервые были записаны в студии 4 классические песни группы, в том числе "Любитель жидкости", прославленная Сергеем "Чижом" Чиграковым.
Мария ФЕДОТОВА.