Человек с открытым лицом

Человек с открытым лицом

Накануне Всемирного дня борьбы с этой страшной болезнью в Нижний Новгород приехали серьезные эксперты из Великобритании и России, среди которых были специалисты в области медицины, люди, живущие с ВИЧ, и представители общественных организаций.
С нижегородскими медиками и журналистами обсуждалась тема "Антиретровирусные препараты и современные подходы к терапии ВИЧ-инфекции".
Организатором встречи стал Британский совет в партнерстве с "ГлаксоСмитКляйн". Мы познакомились с одним из гостей, москвичом Игорем Пчелиным, который уже давно не скрывает своего положительного ВИЧ-статуса.
- Диагноз мне поставили в 1997 году, но заражение произошло гораздо раньше. ВИЧ - такое заболевание, что определенное время живешь, ни о чем не подозревая, а потом - словно удар по голове. На тот момент, когда я узнал, что у меня СПИД, я уже начал медленно умирать. Организм не справлялся с большим количеством инфекций, прогрессирующих на фоне ВИЧ. У меня отказывали ноги, тело было покрыто волдырями. Антиретровирусную терапию мне назначили сразу, и в течение двух лет я сумел выкарабкаться из этой страшной ямы. Тогда ведь информации об этом заболевании не было, и мне помог ВИЧ-инфицированный человек, которого я разыскал через знакомых. Быть может, сегодняшний мой рассказ также кому-нибудь поможет.
Очень важно понять, как можно с этим жить дальше.
- А какая была реакция близких людей, когда они узнавали, что у вас вирус иммунодефицита?
- Многие ВИЧ-положительные не говорят о своем заболевании родителям, потому что боятся. Я же сразу рассказал отцу о том, что у меня ВИЧ. Мама с нами не живет, и он самый близкий мне человек. Когда отец узнал об этом, то даже пошел вместе со мной делать подтверждающий тест на ВИЧ, чтобы таким образом поддержать меня. В 2000 году я принял осознанное решение раскрыть свой ВИЧ-статус.
На тот момент мне уже было все равно, что подумают обо мне окружающие люди. Что касается друзей, то никто из них от меня не отвернулся.
- И все же, Игорь, согласно официальной статистике, в России зарегистрировано более 353 тысяч ВИЧ-инфицированных. Тех же, кто открыто говорит о своем диагнозе, единицы.
Почему вы приняли такое решение?
- Это было необходимо, чтобы идти дальше в оказании помощи заболевшим людям.
Важно, чтобы общество обратило внимание на их проблемы, нужно говорить об этом на телевидении, в газетах, а, не раскрывая статуса, делать это практически невозможно.
Мой отец и я журналисты.
В 2001 году мы начали выпускать журнал "Шаги" для людей с ВИЧ. Журнал сразу оказался очень востребованным из-за недостатка информации. Кроме того, я начал консультировать людей с ВИЧ и их близких. Мне звонили и звонят со всей России. Бывало, что звонок раздавался глубокой ночью откуда-нибудь из Владивостока.
Я рад помочь, но в одиночку консультировать мне было сложно. Тогда возникла идея создать всероссийскую "горячую линию" для ВИЧ-положительных людей. Наша отличается от обычной "горячей линии", организованной Минздравом, тем, что консультации дают люди с ВИЧ.
Кроме того, на телефоне дежурят два медика, которые могут ответить на специфические вопросы. Звонок по номеру 8-800-200-55-55 бесплатный.
Два года назад я ушел из журнала "Шаги", проводил много тренингов, старался развивать группы взаимопомощи, где бы люди с ВИЧ общались и поддерживали друг друга. Сейчас я выпускаю газету "Шаги экспресс", которая финансируется Глобальным фондом. Кроме того, мы с отцом организовали свой общественный благотворительный фонд борьбы со СПИДом "Шаги", куда кроме нас входят около 200 добровольцев.
- ВИЧ - серьезное заболевание.
Диагноз давит, и, наверное, очень сложно психологически смириться с наличием ВИЧ?
- Есть такой медицинский термин "принятие диагноза".
Человек должен привыкнуть к мысли, что у него ВИЧ, а на это требуется определенное время. Кому-то его нужно больше, кому-то меньше. Принятие диагноза - это не математика, это психология. Можно провести параллель с безответной любовью. Влюбленный постоянно грезит о предмете своей любви. Я помню, что первое время я все время думал о ВИЧ. Шел выгуливать своих собак, а мозг снова и снова прокручивал то, как мне поставили диагноз, как назначили лечение... Но в один прекрасный день во время такой прогулки заметил, что моя голова занята другими мыслями.
- Что бы вы пожелали людям с ВИЧ?
- Важно определить, для чего жить с ВИЧ-инфекцией.
Целью должна стать сама жизнь, а ВИЧ нужно воспринимать так же, как простуду, и не акцентировать внимание на этом.
Беседовала Александра МАХЛИНА.

М Н Е Н И Е

Григорий МОШКОВИЧ, главврач Нижегородского областного центра по профилактике и борьбе со СПИДом и другими инфекционными заболеваниями:

- В 2006 году в России было выделено 3 миллиарда 100 тысяч рублей на диагностику и лечение ВИЧ-инфекции.
В рамках национального проекта "Здоровье" наш центр получил более 38 миллионов рублей на закупку лабораторных препаратов для первичной диагностики и контроля за лечением ВИЧ-инфекции.
Такая солидная сумма выделена впервые. В Нижегородской области теперь появилась возможность широко обследовать на ВИЧ-инфекцию все нуждающиеся в этом категории граждан: беременных женщин, доноров, заключенных исправительных учреждений, лиц, потребляющих инъекционные наркотики.
Согласно национальному проекту, тест на ВИЧ должны пройти 16 процентов населения страны, что составляет 20 миллионов россиян. Что касается лечения ВИЧ, то если 1 января 2006 года антиретровирусную терапию получали 50 пациентов, то на сегодняшний день число людей, получающих жизненно необходимые лекарства, утроилось.

Следите за нашими новостями в удобном формате