Среди памятников истории и культуры Нижегородской области особняком стоят объекты промышленного наследия. В прошлом веке наш регион с легкой руки писателя Алексея Толстого называли «целым государством с тысячью заводов и фабрик». Сегодня дошедшие до наших дней индустриальные объекты изучают и оценивают историки, культурологи и журналисты.
Началось при царе
Так, предметом интереса очередной экспедиции проекта «Места памяти Нижегородской области» общественного фонда «Дать понять» стал первый в России шпалопропиточный завод, отметивший недавно
Появление шпалозавода в Нижнем связано с
Для продления срока службы деревянных шпал в
В 1929 году после слияния Канавина и Сормова с Нижним Новгородом завод стал градостроительной помехой и его решили перенести за Волгу — в Борский район.
Сохранился даже паровоз
На территории завода установлен выпущенный в 1955 году в Польше узкоколейный паровоз
— У нас сохранилось еще и аутентичное оборудование для пропитки древесины: четыре автоклавных пропиточных цилиндра суточной пропускной мощностью 1500 штук каждый, — рассказывает директор завода Александр Савон. — До 2011 года это было одно из наших основных производств, но сейчас цех пропитки древесины законсервирован. Как знать, может быть, на основе этого цеха мы музей создадим, а может быть, стране опять деревянные шпалы потребуются…
Лежат и в московском метро
В советские годы, пропитывая масляными антисептиками до двух миллионов штук шпал в год, Каликинский шпалопропиточный завод был основным поставщиком для важнейших строек союзного значения, в том числе для Московского метрополитена.
В годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы завод работал на восстановление железных дорог, разрушенных немцами.
Продукция тех лет размещена на специальном стенде рядом с законсервированным цехом пропитки древесины и
Пропитка деревянных шпал — это уже история. И хотя она отражается в названии (завод
Галина ФИЛИМОНОВА.
Фото автора.