Шпалы — экспонаты

Шпалы — экспонаты

Среди памятников истории и культуры Нижегородской области особняком стоят объекты промышленного наследия. В прошлом веке наш регион с легкой руки писателя Алексея Толстого называли «целым государством с тысячью заводов и фабрик». Сегодня дошедшие до наших дней индустриальные объекты изучают и оценивают историки, культурологи и журналисты.

Началось при царе

Так, предметом интереса очередной экспедиции проекта «Места памяти Нижегородской области» общественного фонда «Дать понять» стал первый в России шпалопропиточный завод, отметивший недавно 135-летие.

Появление шпалозавода в Нижнем связано с Московско-Нижегородской железной дорогой, указ о строительстве которой был подписан императором Александром II в. 1857 году.

Для продления срока службы деревянных шпал в 1876-м было решено создать специальный завод с передовой на тот момент технологией антисептирования древесины под давлением раствором хлористого цинка. Через год началась пропитка шпал в промышленном масштабе. Известно, что завод работал на новейшем оборудовании немецкой фирмы «Рюдгерс», а располагался он недалеко от железнодорожной станции на окраине пустыря в Канавине. Сейчас эта часть Канавинского района областного центра называется Шпальным поселком: так топонимически зафиксировалась память о находившемся здесь заводе.

В 1929 году после слияния Канавина и Сормова с Нижним Новгородом завод стал градостроительной помехой и его решили перенести за Волгу — в Борский район.

Сохранился даже паровоз

На территории завода установлен выпущенный в 1955 году в Польше узкоколейный паровоз Кп4-437 — в качестве памятника. До недавнего времени паровоз находился в исправном состоянии, пока для детской железной дороги не потребовались детали, оставшиеся только здесь.

— У нас сохранилось еще и аутентичное оборудование для пропитки древесины: четыре автоклавных пропиточных цилиндра суточной пропускной мощностью 1500 штук каждый, — рассказывает директор завода Александр Савон. — До 2011 года это было одно из наших основных производств, но сейчас цех пропитки древесины законсервирован. Как знать, может быть, на основе этого цеха мы музей создадим, а может быть, стране опять деревянные шпалы потребуются…

Лежат и в московском метро

В советские годы, пропитывая масляными антисептиками до двух миллионов штук шпал в год, Каликинский шпалопропиточный завод был основным поставщиком для важнейших строек союзного значения, в том числе для Московского метрополитена.

В годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы завод работал на восстановление железных дорог, разрушенных немцами.

Продукция тех лет размещена на специальном стенде рядом с законсервированным цехом пропитки древесины и памятником-паровозом Кп4-437. Экспонаты под открытым небом постоянно пополняются: здесь уже и железобетонные шпалы с разными видами креплений.

Пропитка деревянных шпал — это уже история. И хотя она отражается в названии (завод по-прежнему называется шпалопропиточным), в настоящее время предприятие производит все-таки железобетонные шпалы.

Галина ФИЛИМОНОВА.
Фото автора.

Следите за нашими новостями в удобном формате