«Посмотрите, что стало с каблуками. А ведь я сапоги только купила», — протянула девушка обувь эксперту. «Это где ж вы в них ходили?» — вглядывался тот в полностью ободранные шпильки. «Так по брусчатке на Покровке. А что?» Вряд ли нижегородке было удобно гулять на шпильках, то и дело попадая каблуком между плитами. Но это ее дело. Только ни один магазин подобный дефект виной своей не признает. И все экспертизы будут на стороне продавца.
Без дефектов никак
По данным Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области, в общем количестве жалоб, которые ему приходится рассматривать, 46 процентов приходится на долю торговли. А в нижегородских центрах экспертизы в общей массе претензий лидирует именно обувь — 60 — 70 процентов.
Оторвался ремешок у шлепок, в который вставляется палец? Подвернулась нога. Появились замятия на союзке кожаных ботинок? Так это нормально при ходьбе и уж тем более, если их хозяин много времени проводит за рулем, давя на педали. Каблуки стерлись наполовину? А почему отлетевшие набойки не заменили?
А вот если краска ссыпалась по всему сапогу, трещины пошли по всему ботинку, задник осел, туфли красятся, это уже дефект заводской.
— Если обувь стоит 20 — 30 тысяч рублей, то это не значит, что у нее не может быть дефектов, — делится с «НН» наблюдениями директор автономной некоммерческой организации
Повальная сдача обуви на экспертизу начинается со сменой сезона. Вот сейчас как раз такое время.
Дело в сезоне
Уповать покупателям обуви сегодня в
— С 1 июля 2012 года никакая обувь не подлежит декларированию и сертификации. По постановлению правительства РФ № 982 в перечне товаров, которые подлежат сертификации и декларации, обуви больше нет, — вынуждена констатировать начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Нина Цветкова. — Поэтому при покупке потребитель теперь не может потребовать никакого документа на обувь, кроме кассового и товарного чеков.
На случай, если обувка поведет себя неправильно, подтвердить, что вы ее покупали в том или ином магазине в конкретный день, поможет товарный чек. Тем более что на рынках нет кассовых аппаратов. Такой чек несет в себе определенную информацию: наименование предпринимателя, гарантийный срок.
Пока действует гарантия, покупатель имеет право на обмен товара, гарантийный ремонт, возврат денег, уменьшение цены при поломке, обмен на другую модель (статья 18 Закона «О защите прав потребителей»).
Правда, мало кто из покупателей знает, что по тому же закону существует период сезонности, от которого и следует отталкиваться при подсчете гарантийного срока.
Так, при покупке, скажем, летних босоножек в январе гарантийный срок отсчитывается не со дня выдачи вам на руки чека, а с наступления сезона для носки босоножек.
— В нашей области для товаров летнего ассортимента срок устанавливается с 6 июня по 22 августа, осеннего — с 23 августа по 31 октября, зимнего — с 1 ноября по 31 марта, а весеннего — с 1 апреля по 5 июня, — подсказывает Нина Цветкова. — Такие сроки утверждаются постановлением регионального правительства, и в зависимости от климата в разных регионах они могут отличаться.
Пока действует гарантия, все расходы по проведению экспертизы несет продавец, а по ее истечении — покупатель. В течение двух лет после окончания гарантийного срока нам все равно разрешено предъявить претензию, но доказывать несостоятельность купленной обуви придется уже за свой счет.
Срок имеет значение
Купленная обувь при ближайшем рассмотрении может не подойти по фасону, расцветке, размеру. Тогда вы имеете право ее обменять. А коли подходящей пары не найдется, продавец обязан вам вернуть деньги. Только снова есть маленькое «но». Поменять скороходы можно лишь в течение 14 дней со дня покупки, а деньги вернуть вам должны в течение трех дней.
Хотя есть еще послабления продавцам. Обмену и возврату подлежит обувь, только не бывшая в употреблении. То есть если вы в ней походили и на ней остались следы этого, магазин имеет полное право вам дать от ворот поворот.
Другое дело дефекты, поломки.
— Сначала нужно обратиться к продавцу, и не устно, а с письменной претензией, причем в двух экземплярах. Один останется у продавца, а на втором он должен поставить подпись и дату получения, — поясняет начальник отдела защиты прав потребителей. — Лучше, если это сделает сам индивидуальный предприниматель или администратор магазина. Отсчет рассмотрения претензии пойдет от этой даты. 10 дней дается продавцам для возврата покупателю денег, 20 — для обмена, 45 — для ремонта.
Кстати, за каждый день просрочки при затягивании решения проблемы виновнику грозит неустойка — один процент от стоимости.
Нелишне подстраховаться и тогда, когда магазин согласится взять испорченный товар на ремонт. Сфотографируйте вашу бракованную обувь, чтобы не вышло как у другой нижегородки.
— Купила она сапоги. Но маркировка внутри голенища терла и рвала ей колготки. Когда покупательница принесла сапоги назад в магазин, продавец не нашла ничего умнее, как отрезать маркировку ножницами, — приводит пример Наталья Баринова. — Тут уж экспертизе не докажешь, кто поработал ножницами — покупатель или продавец.
Или же можно в магазине составить письменное описание сдаваемой обуви, завизировав его, разумеется, там же.
А присутствовать на проведении экспертизы покупатель имеет полное право. И вопросы задавать эксперту, и с результатами экспертизы ознакомиться тоже.
И еще, многим доводилось видеть в обувных магазинах или ларьках объявление: «Промокание не является дефектом». Врут! Вполне может быть заводским браком такая протечка. Обувь в руки — и на лабораторные испытания на влагопоглощение! Правда, проводят такие испытания исключительно на новой паре.
Анастасия ИЗМАЙЛОВА.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
Кстати
Сдать обувь на экспертизу можно в:
— АНО
«Эксперт-НН» по адресу: площадь Октябрьская, 1 (зданиеТоргово-промышленной палаты), кабинет 103, телефоны:414-34-80 ,419-32-31 (в нагорной части) и улица Советская, 18 (в заречной части); пунктах«Эксперт-НН» в Кстове, Павлове, Заволжье, Семенове;—
ООО «Нижегородское экспертное предприятие» (проспект Ильича, 2, телефон295-72-72 );— ГП, НО «Эксперт» (улица Рождественская, 19, телефон
430-60-40 );— ФПКПО «Дельта» (улица Сергиевская, 15, телефон
439-75-73 ).Сдать обувь для проведения лабораторных испытаний на влагопоглощение можно в Центр сертификации и метрологии (улица Республиканская, 1).
Советы специалистов
В местах неорганизованной торговли обувь лучше не покупать.
При покупке обязательно возьмите не только кассовый чек, но и товарный, на котором прописывается гарантия и информация о продавце.
Обратите внимание на адрес и наименование производителя: пожаловаться в случае проблемы можно напрямую производителю и даже импортеру, тем более если продавец исчез.
Изучите срок гарантии. Если она составляет всего 14, а то и семь дней, стоит задуматься. Если гарантию дают на 30, 60 дней, значит, производитель уверен в своем товаре.
Проверьте надежность фурнитуры (замков, пряжек, блестящих элементов).
Согните обувь и, если остается деформация, не покупайте.
Купив обувь, прежде чем выходить в ней на улицу, лучше внимательно изучить ее дома и походить в ней по квартире. В случае проявления дефекта, она останется чистой, неистертой, то есть фактически неношеной.
Нежелательно покупать обувь через Интернет. В этом случае не будет возможности товар осмотреть и примерить.
При возникновении проблемы начинать решать ее следует с предъявления письменной претензии продавцу.