Система ни при чем

Система ни при чем

В настоящее время система советского, российского образования подвергается солидной, зачастую незаслуженной критике. Министерство образования пытается что-то скопировать на Западе, например, рейтинговую оценку в баллах знаний студентов, 12-летнее обучение в школе, платное обучение и так далее.

Лучшие умы учились в России

Все это не соответствует низкому уровню жизни, где третья часть населения живет за чертой бедности. И несмотря ни на что, наша система образования при многих недостатках, при самой низкой оплате труда преподавателей в мире является лучшей и могла бы быть примером для других стран. Представители России — победители множества международных олимпиад. Другое дело, что некоторые из них не находят применения своим знаниям и после выпуска зарабатывают свой хлеб на Западе. Выпускник мехмата Нижегородского госуниверситета Евгений Шустин, например, в сорок лет — академик США, Германии, Франции, Канады, Израиля, крупнейший в мире специалист в области математической топологии, автор «кривой 7-го порядка», которая так и называется «кривая Шустина».

Не так давно мне довелось побывать в Колумбийском университете США в Нью-Йорке. Много там положительного. Классы и даже коридоры, аудитории оснащены компьютерной техникой. Идеальная чистота, никаких надписей на стенах и партах.

Усвоил — и гуляй

Но зато когда я спросил студента исторического факультета, сколько будет семью восемь, он из кармана достал калькулятор и стал перемножать. Да, экзаменов там семестровых не сдают, привычных для нас оценок у них нет. Есть определенное количество баллов. По истории 250 баллов студент может набрать за семестр. Остальные пятнадцать он просто не посещает. Получает две оценки: «усвоил», «не усвоил». Мы хотим, чтобы так учились наши дети, готовились специалисты?

Я уж не рассуждаю о том, что обучение там только платное. Вся страна живет в кредит, учатся на кредиты. Вступительных экзаменов в вузы нет, плати и поступай. Что же хорошего в этой системе?

Двенадцать — это 9+3

Положительное на Западе — это работа психологов. В школьном классе на 30 человек таких специалистов три. Ведут молодых людей они все девять лет школы, выясняя все, что у ребенка за душой, постоянно тестируя. Очень скоро становится ясно, кто он — физик, химик, математик, врач или инженер. Ошибок, как правило, не наблюдается. После 9-го класса остальные три года ребенок учится по специальности в колледже или в специализированных классах. Вот и выходит 12 лет учебы.

Проблемы преподавания в России более всего касаются не самой системы, а содержания уроков. Например, наши учебники по истории не могут ответить на вопрос, что есть Россия и куда она идет. А как это можно сделать, если даже руководители страны еще не созрели для таких ответов?
Курс отечественной истории — это прежде всего инструмент воспитания патриотизма, любви к собственной стране. Такая практика принята во всех без исключения странах мира.

Я считаю, что школьный и вузовский учебник истории страны должен быть максимально патриотичным и единым для всех учебных заведений. Что же касается трактовки современных событий, то здесь, возможно, стоит вернуться к практике дореволюционных гимназий и вузов, когда изучение истории завершалось деяниями предшествующего, а не современного правителя России. Современность же можно изучать на таких специальных предметах, как политология, основы государства и права, проблемы связей с общественностью.

Ян ШВАРЦ, историк, профессор.
Фото Натальи ПЬЕТРЫ.

Следите за нашими новостями в удобном формате