Сормовский районный суд вынес приговор гендиректору фирмы по продаже мебели за обман более шести десятков покупателей, а нижегородские следователи завершили работу еще над двумя подобными многоэпизодными мошенничествами. О мебельных надувательствах в последние годы «НН» приходится рассказывать с досадной регулярностью. Конечно, барыши аферистов здесь не такие, как на рынке, скажем, недвижимости. Но иной кухонный гарнитур тянет на сотню тысяч рублей и более…
Из грузчика в бизнесмены
Пятидесятилетний индивидуальный предприниматель Игорь С. сейчас в ожидании решения суда.
Служебный роман Игоря с одной из продавщиц магазина Татьяной благополучно завершился бракосочетанием. А через несколько лет, когда дела у известной фирмы пошли на спад, Татьяна и Игорь друг за дружкой уволились. А некогда крупная фирма вскоре, что называется, почила в бозе.
Супруги открыли свой бизнес — у каждого было по фирме. Впрочем, дела они вели вместе: ездили на выставки в Москву, заключали договоры с мебельными фабриками, брали кредиты на развитие бизнеса. Выбор был сделан в пользу торговли матрасами и корпусной мебелью.
Со столичными фабриками работали по стопроцентной предоплате. Нанимали водителей, которые примерно раз в неделю ездили в Москву за заказами. На работу к себе супруги взяли многих своих прежних коллег по мебельному магазину.
Игорь и Татьяна арендовали площади в самых популярных торговых центрах.
Весь в долгах
Как потом расскажет на следствии Татьяна, будучи свидетелем по делу, арендная плата в мебельных центрах повысилась, заказов становилось меньше.
Игорь все еще старался спасти бизнес, убеждал компаньонку брать новые кредиты, но та отказывалась. Игорь остался один на один с проблемами, а Татьяна открыла фирму по продаже кондиционеров.
Тем временем ее бывший супруг нашел выход из положения, который, однако, привел его на скамью подсудимых. Дело в том, что продавцы брали аванс с покупателей, Игорь забирал выручку, но заказ на фабрики не отправлял. Далее покупателей просили оплатить оставшуюся часть по договору.
Консультанты на точках были не в курсе, что Игорь мебель не заказывал. Число претензий от возмущенных покупателей росло. Они пытались выяснить, когда же им привезут товар, а в торговом центре
Следствию удалось доказать вину Игоря в отношении почти двух десятков покупателей. Гражданские иски были заявлены на общую сумму около полумиллиона рублей. Кроме того, Игорь задолжал солидную сумму мебельной фабрике, а также не выплатил зарплату своим работникам.
Невезение — мать учения
Сорокапятилетний Владимир К. свой долг перед нижегородцами в сумме более полумиллиона сделал на кухонных гарнитурах. Действовал он примерно по вышеописанной схеме. Будучи директором фирмы, выезжал на обмер, оформлял заказ, получал аванс. Но заказ изготовителю не отправлял. Затем он требовал с покупателя оплатить оставшуюся по договору сумму. Иногда, правда, Владимир небольшую часть денег возвращал особо назойливому покупателю, дабы тот не пошел к правоохранителям.
Всего в уголовном деле Владимира 17 эпизодов, и сейчас он ожидает приговора. В настоящее время Владимир работает, как говорится, «на дядю», простым дизайнером мебели.
— Мошенники от мебели, совершая свои деяния, часто рассчитывают на то, что потерпевшие не будут подавать на них в суд. А некоторые, как, например, Игорь С., вообще считают, что преступления не совершали, и вины своей не признают, — говорит старший следователь СЧ СУ Управления МВД
России по Нижнему Новгороду старший лейтенант юстиции Наталья Мухаева. — Чтобы не попасться на удочку мошенникам при покупке мебели, нижегородцам можно посоветовать обращаться лишь в проверенные фирмы, у которых успешно купили мебель друзья или знакомые.
— Мы достаточно много занимались этим вопросом, — говорит начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Нина Цветкова. — Так, в прошлом году мы собирали продавцов и изготовителей мебели. Были приглашены специалисты консультационного центра, представители администрации и экспертных организаций. Пришли те, кто собирается работать по правилам рынка, а нарушители, увы, как раз не явились.
Ольга МАКАРОВА.
Между тем
Как рассказали «НН» в Роспотребнадзоре, многие из нас до сих пор не научились читать договоры, которые подписывают. Между тем это необходимо делать, ведь там таится масса возможных нарушений. Например, они занижают свои неустойки: вместо положенных по закону трех процентов могут написать 0,01 процента. Вместо гарантийного срока 24 месяца указывают один год. По закону претензии должны предъявляться в течение всего гарантийного срока, а в договорах прописывают полгода. Иногда наш покупатель даже не обращает внимания на дату оформления документа.