В темном LESSе

В темном LESSе

«ДУХLESS». Россия, 2012. Режиссер Роман Прыгунов. В ролях: Данила Козловский, Мария Кожевникова, Артем Михалков, Сергей Белоголовцев, Мария Андреева, Михаил Ефремов, Артур Смольянинов.

Стиль под стать сути

Хорошо раскрученная книга Сергея Минаева с пижонским названием, переводящимся просто как «бездуховность», превратилась в не менее раскрученный фильм. В экранной версии сохранено то, что называется «духом» оригинального произведения, вернее, в данном случае, — его отсутствие.

Кто читал минаевскую «Повесть о ненастоящем человеке», тот помнит историю похождений топ-менеджера с шестизначной зарплатой, который изредка выходит из разгульно-наркотического дурмана, чтобы поделиться с миром несколькими циничными мыслями о пустоте светского бытия и гнилом нутре капитализма.

Стиль книги был под стать сути: практически стерилизованный, «никакой» язык и такой же безжизненный, плоский герой. Визуализация образа сделала его более человечным: Даниле Козловскому роль современного денди идет куда больше, чем бойца Великой Отечественной в «Мы из будущего». А вот стиль фильма очень подходит тексту Минаева: такой усредненный клипово-гламурный видеоряд с люминесцентными вспышками, рваным монтажом, хай-тековским фоном.

Душечки под масками

Второстепенные герои — скорее маски: вот светская львица Маша Кожевникова матерится так, что в прах осыпается с нее весь глянец; вот вездесущий Михаил Ефремов с фирменно-помятым лицом внезапно (впрочем, не впервые — вспомните его рекламного делягу в «Generation П») оказывается в кресле босса международной компании; вот Артур Смольянинов наконец-то по назначению использует свою «разбойничью» физиономию, организуя протестные уличные беспорядки, а вот Мария Андреева в роли революционерки ну очень сильно косит под молодую Татьяну Друбич в «Ассе», всем своим видом как бы намекая, что перед нами — «эпохалка» нового времени.

Режиссерской ловкости и чувства юмора (чего стоит постоянный стеб над молодыми борцами с режимом) в картине достаточно. По сравнению с книгой фильм менее циничный и более компромиссный: авторы находят для своего героя возможность помириться с собой и с действительностью. Попугав немного зрителя трэшем (причем в буквальном смысле — в финале героя отправляют на мусорный полигон, так сказать, на переплавку), фильм все равно возвращается на испытанные мелодраматические рельсы. Заметно, что, в отличие от «простых» зрителей, авторам картины легко идентифицировать себя с героем, а самих себя все мы прощать горазды.

Следите за нашими новостями в удобном формате