Известный гоголевский персонаж уверял, что все его пациенты, как мухи, выздоравливают. Но поскольку в жизни все наоборот, это обстоятельство, увеличивая прибыльность похоронного дела, множит число недобросовестных конкурентов.
Ритуальный зигзаг
Не успевала душа преставившегося отлететь от тела, как в квартиру вламываются погребальных дел мастера, навязывающие свои услуги обезумевшим от горя родственникам. «НН» писали, что только за один месяц «Нижегородская ритуальная компания» (ИП Черкунов Б.В.) обстряпала 352 договора на проведение похорон. Из них более 41 процента были заключены благодаря информации, слитой сотрудниками Станции скорой медицинской помощи за денежки.
23 августа прошлого года УФАС признало действия компании нарушающими антимонопольное законодательство. «ИП Черкуновым использовалось эмоциональное состояние родственников умерших лиц при предложении своих услуг, — говорилось в обосновании УФАС, — поскольку люди не могли сравнить качество и цену навязываемых им услуг с аналогичными предложениями других лиц, работающих на данном рынке». На заведующего Нижегородской Станции скорой помощи Сергея Галкина завели уголовное дело.
Другой пример с того же рынка. Муниципальное предприятие «Комбинат ритуальных услуг населению» пожаловалось на некое общество с ограниченной ответственностью. Последнее незаконно продвигало услуги под словосочетанием «Городская ритуальная служба», зарегистрированным в 2009 году. Таким образом, у клиентов складывалось ложное представление о том, что они прибегли к услугам муниципального предприятия, тогда как на самом деле комбинат ритуальных услуг, теряя рынок, нес убытки.
Суд постановил: словосочетание «Городская ритуальная служба», заявленное в качестве коммерческого обозначения заявителем, и фирменное наименование
Регистрироваться надо вовремя
— Это частый случай, когда специально коммерческая служба регистрируется под «зонтичным брендом», чтобы получить преимущества на рынке, — подчеркивал начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции Нижегородского УФАС России Ольга Швецова. — Хозяйствующий субъект может обратиться в антимонопольный орган: наша защита стоит на страже интеллектуальной собственности.
Прецедент показывает, как пострадает добросовестная компания, не пожелавшая вовремя зарегистрировать свои словесные, визуальные и звуковые товарные знаки, — рассказывает заместитель директора всероссийского
Рост обращений в УФАС связан с тем, что в борьбе за потребителя предприниматели с легкостью идут на нарушения.
Елена КУЛЬЧИЦКАЯ.
Справка «НН»
Нижегородское УФАС России за 9 месяцев этого года рассмотрело 49 жалоб на недобросовестную конкуренцию хозяйствующих субъектов, в прошлом году их было 45. Однако в 38 случаях в возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства отказано.
Между тем
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовила законопроект, в котором предлагается запретить похоронным агентствам навязывать свои услуги родственникам умерших. Об этом сообщил начальник управления контроля социальной сферы и торговли службы Тимофей Нижегородцев. Документ уже направлен в правительство, а его текст прошел практически все согласования с заинтересованными ведомствами. «Законопроект предполагает введение нормы похоронной этики. Раньше этого в законе не было, что позволяло компаниям организовывать бизнес как заблагорассудится, нарушая права потребителя. Поправки устанавливают запрет на инициативное обращение к семье погибшего», — рассказал он.
Нижегородцев добавил, что также будет запрещено навязывание услуг похоронных агентств. Он пояснил, что часто члены семьи еще не знают о смерти родственника, а к ним уже приходит похоронный агент и, пользуясь шоковым состоянием, навязывает услуги по неадекватной цене.
Кроме того, в законопроекте прописан запрет на нарушение волеизъявления умершего человека.