Ее выступления - доказательство бессилия механизмов массмедиа перед народной любовью. Это чудо русской природы не видно на ТВ, не слышно на радио. А на концертах певицы - переполненные залы. Говорят, когда афишы с ее именем появляются в Москве и Петербурге, билеты сметают за несколько дней.
В прошлом году на двух ее выступлениях в Кремлевском концертном зале был аншлаг. Ведь побывать на концерте Смольяниновой - значит наполнить легкие свежим воздухом, оторвать взгляд от земли. Из зала выходишь очистившимся, обновленным, здоровым человеком.
Тот, кто испытал это чувство однажды, будет искать возможность увидеть и услышать Смольянинову вновь.
Концерт начался с русских народных песен, открытых Евгенией Смольяниновой в деревнях во время фольклорных экспедиций, - с них начинался и творческий путь певицы. "Народная песня многому учит, - убеждена она. - Красивые слова о любви к Родине греют кровь. Но знают ли люди, ЧТО они любят?
Когда я исполняю подлинные народные песни, мне говорят, что так по-русски не поют... Надо знать свои настоящие корни, чтобы любить не свою горячую кровь, а действительно Родину".
Каждый номер артистка предваряла разъяснением его обрядового смысла. Звучали плач по невесте и трагическая "Рябинушка", трудовая и свадебная песни. Не могла гостья не вспомнить о народной певице Ольге Сергеевой, которую считает своим учителем, а ее значение для нашей музыки сравнивает со значением Глинки и Шаляпина. Это при том, что мало кто сегодня знает хотя бы имя Сергеевой (ее голос звучал, например, в "Ностальгии" Тарковского). "Ее голосом поет Россия", - говорит о ней Смольянинова, но сейчас это же можно сказать о ней самой.
В голосе ее - казалось бы, таком своеобразном и необычном по тембру - слышно всё. Он может звучать совсем по-разному: и по-народному ярко, вольготно, и по-церковному строго. Ее пение деликатно вскрывает потаенные смыслы русских романсов и оживляет хрестоматийные строки русских поэтов. В нем и цветение сирени, и свет звезд в окне, и рыдание, и благоговение. Мчится тройка почтовая, вдоль по улице метелица метет, плещут дунайские волны, заливается жаворонок звонкий, мать баюкает младенца, и ему снится рай... Смольянинова не просто открывает разные пласты русской КУЛЬТУРЫ - деревенский, городской, православный, светский (которые на самом деле оказываются взаимопроникающими, неразрывно связанными друг с другом). Она поет саму ЖИЗНЬ народа. А русская песня от жизни неотделима.
Над ней плачут, как над реальной судьбой. "Ямщик должен умирать", как говорила Лидия Русланова. Кстати, Смольянинова исполнила несколько ямщицких песен и заметила со свойственным ей изящным и добрым юмором, что современные коллеги ямщиков - водители - поют и слушают далеко не такие тонкие и глубокие песни...
Гостья пела и а капелла, и в сопровождении брасс-квинтета "Московия", и под гитары Василия Моторина и Святослава Смольянинова.
Вслед за народными прозвучали авторские песни "а-ля рус", песни на стихи наших классиков (как на известные, так и на незнакомые, видимо открытые для широкой публики самой певицей). И "Похвалу Божией Матери", и пронзительную песню о маме монахов Троице-Сергиевой лавры.
И, конечно, ожидаемые всеми хиты - "Динь-динь-динь", "Я встретил вас", "На сопках Маньчжурии", "Когда волнуется желтеющая нива". Последние строки этого лермонтовского стихотворения очень верно передают ощущения слушателей от пения Смольяниновой: И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога.
Ольга ГОРНОВА.