Окно — помеха для рогаток

Окно — помеха для рогаток

Россия, Беларусь и Казахстан создадут единый информационный портал таможенных служб, ускоряющий оформление грузов на внешней границе наших республик.

На «воротах»

Маршрут Москва — Смоленск — Минск — Брест — Москва. По нему отправился «десант» выездного круглого стола, проведенного под эгидой Интеграционного клуба при председателе Совета Федерации.

Он выбран не случайно. Федеральная минская трасса М-1 — главное западное направление, по которому идет российский грузопоток. С момента создания Таможенного союза объем перемещаемых через внешнюю границу товаров почти удвоился. Около 80 процентов перевозимого — товары для России.

Возможность узреть пограничные пункты своими глазами — способ оценить организационные и законодательные недостатки в доставке грузов в приближенных к государственной границе местах, решил инициатор круглого стола на тему «Таможенный союз: практическое измерение» заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, председатель постоянной комиссии МПА ЕврАзЭС по таможенному регулированию и пограничной политике, сенатор от Нижегородской области Валерий Шнякин.

…Стабнинский таможенно-логистический комплекс «Альфа Транс», что под Смоленском, находится в шести километрах от автодороги М-1 Минск — Москва. Это часть европейского маршрута, по которому поступает в страну почти треть доставляемых автотранспортом импортных грузов. В прошлом году Стабнинские «таможенные ворота» признаны лучшими в России.

— Из тысячи большетоннажных фур, за месяц проходящих российско-белорусскую таможню, по системе электронного декларирования мы оформляем около 20 процентов всех грузов. Около десяти процентов приходится на Нижегородскую область, — дает выкладку начальник Смоленской таможни Василий Князев. — Месяц назад нас включили в пилотную зону оформления грузов по автоматическому выпуску.

От Москвы до Бреста…

В результате создания информационной системы, через которую проходит электронный документооборот, время таможенного оформления груза на внешней границе уменьшилось на 20 процентов. Эффективность системы подтвердил на круглом столе в Таможенном комитете Республики Беларусь, прошедшем в Минске, госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота, оговорившись, впрочем: вопрос создания Единого информационного портала заслуживает всестороннего рассмотрения, но о конкретных сроках пока говорить рано.

…Последней точкой маршрута стал пост Козловичи на белорусско-польской границе в Бресте.

— Водитель, испугавшись очереди, может изменить пункт пропуска через внешнюю границу Таможенного союза. Сегодня такое решение чревато дополнительными временными затратами на пересылку документов на груз. Единый портал обмена информацией между таможенными ведомствами поможет избежать потерь. А главное — себестоимость груза для конечного потребителя не вырастает. Пока его появлению мешает различный формат электронного представления документов от резидентов, на котором работают специалисты трех стран, — озвучил нерешенные вопросы начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Федеральной таможенной службы России (ФТС России) Владимир Ивин.

Полный переход таможенных служб с бумажного на электронный документооборот произойдет не ранее 2015 года, полагают эксперты.

Но создание системы «одного окна» позволит преодолевать бюрократические рогатки, а главное, будет способствовать экономическому эффекту для стран-участниц Таможенного союза. Это понимают все участники переговорного процесса, подчеркивает Валерий Шнякин.

Елена КУЛЬЧИЦКАЯ.
Фото Юлии ГОРШКОВОЙ.

Справка «НН»

В работе круглого стола приняли участие член Комитета СФ по международным делам Дмитрий Кривицкий, депутаты Национального собрания Республики Беларусь, Сената Республики Казахстан, пограничной службы ФСБ России, Минтранса России, Евразийской экономической комиссии, представители региональных органов государственной власти РФ и государств Таможенного союза.

Следите за нашими новостями в удобном формате