Лозунгами покупать свое не заставишь

Как мы уже рассказывали в "Нижегородских новостях", многие нижегородские торговые сети упорно не хотят принимать продукцию местных заводов, зато охотно берут ее, к примеру, от чувашских и мордовских предпринимателей.
Например, Воротынскому маслосырозаводу устраивают настоящий бойкот, хотя это предприятие предлагает добротную продукцию, причем сорока наименований.
Чувашскими продуктами бойко торгуют на Мытном и Средном рынках Нижнего, а воротынцев тут нет и в помине.
Также слабо здесь представлена продукция одного из старейших перерабатывающих предприятий области - Городецкого молокозавода.
Недавно побывавшая в Воротынце руководитель сектора маркетинга министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Светлана Главинская сообщила интересные данные: - Из 18 торговых точек, которые открыты в самом районном центре, воротынская продукция оказалась только в двух. В остальных - ядринская из Чувашии. Есть кое-что из Мордовии. Территориально Ядрино вроде бы рядом (до него 15 километров), но дело, конечно, не в расстояниях. Мы собрали работников торговли вместе с переработчиками, выслушали их взаимные претензии.
Чтобы расширить рынок сбыта, в области открыто 13 торговых площадок, куда каждую субботу и воскресенье привозят свою продукцию наши товаропроизводители. Там предприятия и Воротынца, и Шахуньи, Сеймовская и Павловская птицефабрики, и другие.
То есть мы фактически уже стоим у входа в рынок.
Вот только не могу разделить светлый оптимизм Светланы Михайловны. Стоять у входа - еще не значит войти в рынок и там основательно обосноваться.
Пока что львиная доля рыночного пространства занята пронырливыми соседями, которые к тому же, есть и такое, сбывают свою продукцию на льготных условиях. А то и вовсе не платят налогов, которые для областной казны основной источник доходов. Вполне солидарна с этими выводами начальник отдела развития торговли и бытового обслуживания населения областного министерства поддержки развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Светлана Киселева. Среди факторов, тормозящих работу, она назвала и чрезмерные амбиции отдельных руководителей торговых сетей, их нежелание устанавливать деловые связи с тем или иным местным товаропроизводителем.
- На первых порах в этом был камень преткновения, - говорит Светлана Евгеньевна. - Явка таких руководителей на совещания, куда мы их приглашали, была нулевая. Некоторые из них даже выражали недовольство, что, мол, со стороны администрации области ведется не совсем правильная политика, что это нарушение закона о конкуренции, то есть они могут приобретать товар там, где считают нужным и выгодным для себя. Мы же им терпеливо объясняли, что жить и работать можно лишь на правах социальных партнеров, найдя общее направление. Самым же упертым напоминали, что, занимаясь торговлей, они ездят по дорогам, которые строит государство, пользуются услугами государственных средств связи, электро- и теплосетей, используют инфрастуктуру, созданную на народные средства.
Спрашивали их: а если вы захотите построить новый магазин, склад или гараж, вам потребуется земля? Кто вам ее выделит? Главный упор делали и продолжаем делать на то, чтобы товар, который производится в нашей области, реализовывать безотказно. А то, чего в области нет, завозите, пожалуйста, из других регионов. И знаете, постепенно отношения стали налаживаться, и это уже сказалось на результатах. Во втором квартале объем продажи нижегородской продукции едва переваливал за 20 процентов, а 46 - составляли товары, завезенные из других областей России. В третьем квартале на долю нижегородцев пришлось уже 43 процента.
Думаю, что динамика будет неуклонно повышаться.
Но процесс этот с двухсторонним движением, и естественно, что и к поставщикам продукции торговля предъявляет ряд серьезных претензий.
- У перерабатывающей отрасли, конечно, много преград, - считает министр сельского хозяйства и продовольственных ресурсов области Леонид Седов, - но в основном реализация продукции плохо идет там, где ведется до предела неграмотная работа. А это значит, что руководители не владеют искусством маркетинга, не используют умело рекламу и дизайн. И это неоднократно подтверждалось во время встреч с представителями торговой сети. Правда, они долго нас игнорировали, не хотели являться на выставку наших товаров.
Но поскольку эти встречи проводил сам губернатор, все-таки пожаловали. И Валерий Павлинович спросил их: "Какие у вас претензии к этой продукции?" К качеству в основном претензий не было.
Но они пояснили, что имеют очень мало информации о местных производителях.
Значит, тем тоже надо шевелиться, с помощью одного административного ресурса реализовывать свою продукцию не выйдет.
Николай СИМАКОВ.

М Н Е Н И Я

Вера, сотрудник фирмы:

- Продукты питания в основном беру нижегородские, с удовольствием покупаю шахунское молоко, творог и сметану, нижегородские колбасы, кур Линдовской птицефабрики.
Качество нижегородских продуктов выше, чем у импортных. Они свежее, натуральнее. И что немаловажно, они по цене более преемлемые.
Что касается одежды, то я одеваюсь на вещевом рынке, а там в основном все привозное. Могу еще рассказать о сестре. Она у меня рукодельница, много вяжет. И предпочитает импортной нашу семеновскую пряжу.

Назар, студент ННГУ им. Н.И.Лобачевского:

- Я предпочитаю покупать импортные товары. И качество лучше, и надежность выше. Бытовую технику беру только импортную. Что касается продуктов питания, то беру и российские, и зарубежные. И соотношение их примерно одинаковое - пятьдесят на пятьдесят.

Валентина Ивановна, пенсионерка:

- Я отдаю предпочтение нашим отечественным товарам.
Даже шоколадку для своей любимой внучки я покупаю "Аленку", а не "Сникерс" или "Марс". Думаю, что лозунг "Поддержи отечественного производителя" очень правильный. Многие продукты нижегородского производства также занимают почетное место на нашем обеденном столе.