Опять в роли просителей

Опять в роли просителей

В минувшую пятницу Совет Федерации Федерального собрания РФ "ратифицировал" бюджет страны на следующий год, принятый Госдумой неделей раньше в четырех чтениях.
Для того чтобы финансовый план стал официальным документом, ему не хватает теперь только подписи президента.
При окончательном утверждении федерального бюджета на 2007 год в нижней палате российского парламента министр финансов Алексей Кудрин назвал его "бюджетом экономического прорыва", исходя из того, что правительство и Дума пошли "на серьезное увеличение общего объема расходов - на один триллион сто миллиардов рублей, это 26 процентов против текущего года".
Однако, несмотря на существенное увеличение средств, направляемых на оборону и национальную безопасность, на ЖКХ и охрану окружающей среды, на строительство, реконструкцию, ремонт дорог и национальные проекты, бюджет не лишен серьезных недостатков. По мнению председателя комитета Совета Федерации по бюджету Евгения Бушмина, выделенных денег на реализацию национальных проектов (а это порядка 230 миллиардов рублей) в 2007 году все равно не хватит и по итогам первого полугодия необходимо будет добавить еще около 40 миллиардов рублей.
Глава же Счетной палаты РФ Сергей Степашин раскритиковал не столько конкретные цифры, сколько концепцию бюджетного процесса. Выступая в Совете Федерации, он назвал бюджет недостаточно прозрачным, слишком общим, показывающим лишь основные параметры, что затрудняет аудиторам проверку обоснованности тех или иных расходов.
Но, пожалуй, самые серьезные претензии к главному финансовому документу страны будут у регионов, которые, как и в предыдущие годы, останутся перед центром в роли просящих. Концепция бюджета 2007 года продолжает политику централизации доходов. "Хотя уровень доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, формируемых за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, начиная с 2000 года увеличивается, - говорит заместитель председателя комитета Совфеда по бюджету Вячеслав Новиков, - их собственная налоговая база уменьшается". Он добавил, что если федеральный бюджет сбалансирован, то во многих региональных бюджетах наблюдается дефицит. "Это никоим образом не добавляет им самостоятельности", - подчеркивает сенатор.
А его коллега, председатель комитета СФ по делам Федерации и региональной политике Рафат Алтынбаев добавляет, что у регионов, таким образом, нет стимулов к развитию экономической самостоятельности, к расширению своей налогооблагаемой базы и зарабатыванию собственных средств.
Кроме того, считает Алтынбаев, до сих пор так и не удалось создать условия для реализации одного из основных принципов бюджетного федерализма - соответствия доходной базы субъектов Федерации объему законодательно закрепленных расходных полномочий.
Несоответствием между деньгами и полномочиями грешит, однако, не только главный финансовый документ страны.
Что-то в этом вопросе наши законотворцы регулярно упускают. Вот и пресловутый ФЗ-131 об общих принципах реализации местного самоуправления снова показал свой норов. Больше с ним, а не с внутренним конфликтом связали специалисты ситуацию в Кстове, где четверо депутатов городской думы сложили с себя депутатские полномочия, лишив таким образом представительный орган муниципальной власти возможности принимать легитимные решения.
С политикой вновь могут смешаться деньги. Если в ближайшее время решение по кстовской ситуации не будет найдено, это, с большой долей вероятности, отразится на уровне бюджетных средств, выделяемых Кстовскому району.
Елена МАСЛОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате