Дети перестройки

Дети перестройки

В Сормове - каждое восьмое Теплым сентябрьским вечером стая из двух десятков молодых людей мирно распивала пиво во дворе одной из многоэтажек, что в поселке Володарском в Сормове. Двое проходивших мимо черноволосых мужчин тоже выглядели мирно. Шли себе и шли, покуривая...
Бросайте курить! Это может стоить вам жизни. А уж ежели подошел к вам щуплый мальчонка лет 15 и попросил сигарету, лучше отдайте ему всю пачку. Потому что в случае отказа не исключено, что через минуту вы окажетесь на земле с 19 ножевыми ранениями.

Чисто "российское" убийство

Стоит ли говорить, что через минуту после убийства во дворе не осталось ни одного подростка. Раненый кавказец, по возрасту ненамного старше своего убийцы, скончался на месте, не дождавшись "скорой помощи". Опрос свидетелей почти ничего не дал: для взрослых в подростковых стаях все на одно лицо. Осложняли дело и еще два обстоятельства: во-первых, по свидетельству очевидцев, над "полем брани" разносился боевой клич: "Мочи чернож...го", а во-вторых - только что в Питере и Воронеже прошли громкие скинхедские процессы. Соответственно отработка националистической версии случившегося велась, что называется, по полной программе.
Долго искать не пришлось: в скором времени был задержан 17-летний Сергей (данные изменены).
Нашлись свидетели, что именно он подвел идеологическую базу под убийство кавказца. Почти все нижегородские СМИ громогласно объявили об очередной "победе над фашизмом", столь же громогласно сообщили о нависшей над Россией "коричневой опасности", а заодно скрупулезно (и очень неточно!) подсчитали количество нижегородских бритоголовых. После этого наши коллеги посчитали свою миссию выполненной.
В отличие от сыщиков, для которых Сергей был лишь одним - и не самым крупным - фигурантом в деле об убийстве. Опыт подсказывал операм, что "скинхедская" версия, при всей своей эффектности, не до конца верна, что здесь другое...
В ноябре около стадиона "Старт" после матча по хоккею с мячом были задержаны полтора десятка юношей, тех, что двумя месяцами раньше распивали пиво на Володарском. Их не пришлось даже раскалывать. Один из ребят, назовем его Витей, мило улыбнулся и вытащил из кармана куртки...
явку с повинной! Парнишка заготовил ее уже давно, как только узнал о том, что милиция вышла на Сергея...
Отрицая "скинхедовскую" версию, сыщики оказались правы процентов на 99. Виктор был обычным сормовским шпаненком, ничем, кроме пива, клея и хоккея, не интересовавшимся. Рос без отца. С трудом окончил 9 классов, поступил было в лицей, бросил. С осени шатался по улицам в компании сверстников. Впервые в поле зрения правоохранительных органов попал менее чем за месяц до убийства - пытался слямзить с прилавка в магазине "Спар" пачку, пардон, презервативов. Путь от мелкой кражи до "мокрухи" парень прошел семимильными шагами...
Объясняя мотивы убийства, Виктор клялся, что происхождение его жертвы ни при чем. Просто в ответ на просьбу закурить кавказец ответил, что курить-де вредно...
Зная нравы своего контингента, опера уголовного розыска и инспекторы ПДН поверили этой версии, а не "скинхедовской". Остается добавить, что суд приговорил Витю к 6 годам лишения свободы.
Сергей за лозунги, которые он выкрикивал во время убийства, был судим по 282-й статье ("Разжигание национальной розни") и приговорен к штрафу в 45 тысяч рублей. Следов "организации", якобы им возглавляемой, ни милиция, ни УФСБ так и не нашли.

Волчата

Думается, что страсти вокруг бритоголовых погромщиков раздувать не стоит. То что мы именуем "фашизмом" - не в книжках, расплодившихся в последнее время, а в душах. Далеко не каждый подросток из уличной компании вообще слышал слово "национализм". А вот в супермены метит почти каждый.
В том же Сормове прогремело этим летом дело о двух убийствах, совершенных 15-летним мальчишкой.
Обе его жертвы были бомжами. Каких-то причин убивать их у парня не было: на следствии он не очень внятно говорил что-то о том, что бомжи-де ему омерзительны. А кроме того - забиты, больны и являются легкой добычей даже для слабого. Вот и "самоутвердился" паренек. Раскрывать оба этих убийства (совершенных, к слову, с особой жестокостью) было нетрудно: ведь едва ли не основным мотивом убийцы было - рассказать друзьям о своей "крутости". Он и рассказал. Остальное было для оперов уже делом несложной техники...
Тут еще одна фишка есть: 15-летний душегуб во время совершения преступления находился под следствием, причем по тяжкой 162-й статье (разбойное нападение). Однако арестовывать до суда подростков, даже совершивших тяжкие преступления, у нас не то чтобы запрещено, но как-то не принято. Вот и бродят по улицам юные воры, грабители, даже насильники и как ни в чем не бывало продолжают воровать и грабить. По сложившейся судебной практике первый срок для малолетки почти всегда "условка".
А известны случаи, когда и по два, и по три условных срока были у отроков, только с четвертой попытки садившихся реально.
Об их жертвах наше гуманное законодательство печется не слишком...
Это мы еще о 15-летних говорим, о тех, на кого хоть какая-то управа есть! Хуже, когда преступления совершают дети, не достигшие 14, и по малолетству уголовной ответственности не подлежащие вообще! А 10 - 12-летние, с позволения сказать, детишки творят порою... Впрочем, увольте от рассказа о "подвигах" нашей смены.
Скажем одно: взрослому, даже не слишком законопослушному, в кошмарном сне не привидятся вещи, которые без всякого ущерба для нервной системы выделывает подрастающее поколение. И ничего с ними сделать нельзя...

"Улица принимает всех!"

- То, что малолетние преступники практически безнаказанны и от их безнаказанности страдают другие, это, конечно, серьезнейшая проблема. И решать ее следует на правительственном уровне, - говорит начальник ПДН Сормовского РУВД майор милиции Надежда БОРИСОВА. - Судите сами: раньше существовали спецшколы, куда направляли не достигших 14-летия правонарушителей.
Есть они и сейчас. Только содержать их обязаны районные администрации, а стоимость содержания одного ребенка составляет 90 тысяч рублей в год. Мало того, даже если бы нашлись деньги, существует перечень заболеваний, с которыми в спецшколы не берут.
А среди наших "гаврошей" и "маугли" где вы здоровых-то найдете?
Так что 12-летний, совершивший преступление, оказывается на улице максимум через месяц! И опять за свое...
Другая проблема - излишняя, на мой взгляд, мягкость судов к несовершеннолетним. Упоминавшиеся вами подростки с тремя - четырьмя условными приговорами за плечами - конечно, это нонсенс! Один шанс подростку, совершившему нетяжкое преступление, давать, конечно, надо, но не больше! Ведь кроме преступников есть еще и жертвы, и родные жертв... У первых - "права человека", "права ребенка", к ним - "гуманное отношение".
А у потерпевших никаких прав как бы и нет! Это, конечно, несправедливо.
Но! Если хотите найти истинных виновников разгула молодежной преступности - поглядите в зеркало. Ведь это мы, взрослые, считаем ребенка благополучным, если он сыт, одет, учится и на вопрос "как дела?" отвечает: "Нормально!".
Ведь это мы не умеем привить нашим детям никаких убеждений кроме "деньги - все!" и "пусть неудачник плачет!". Это мы в конечном итоге создали систему, при которой с телеэкранов кровь хлещет потоками, а добрые сказки исчезли. Кружки и секции теперь сплошь платные, к тому же их поубирали с самых удобных мест - взять хоть наш сормовский старый Дом пионеров, из которого выкинули известный в городе клуб "Юный техник". Ребенку некуда пойти. А улица принимает всех, и взносов платить не надо! И последнее. Наших подопечных мы называем "дети перестройки".
Они родились в конце 80-х и начале 90-х годов. И больны они теми же болезнями, которыми переболела за это время вся Россия.
Если они совершают преступления - это столько же их, сколько наша вина... Вы говорите о жестокости подростков. А жестокость идет из семьи...
Игорь ГРАЧ.

Следите за нашими новостями в удобном формате