Всего около 50 рублей в год тратит в среднем россиянин на добровольное страхование в отличие от австралийца или американца, у которых на это же отводится порядка 10 и 15 процентов дохода. Страховщики уверены, что граждане наши, как и в былые времена, полагаются на русский авось — пронесет, мол.
Откликаются неохотно
По мнению же директора Нижегородского филиала СОАО ВСК Ольги Каменской, в России просто не развита культура страхования.
— Хотя многие страховые компании в этом году отмечают свое
Однако ответственность за то, что граждане неохотно откликаются на предложения страховщиков, лежит не только на гражданах. С чего вдруг, скажем, на столбах появляются объявления: «Не платит страховая компания? Приходите — поможем!»?
С одной стороны, мошенники взяли себе на заметку несовершенство законодательной базы и судебной практики. С другой, признают страховщики, в их рядах действительно не обошлось без недобросовестных коллег, которые взяли в привычку не платить страховку.
К тому же, подметил заместитель генерального директора Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей (НАПП) Геннадий Хомутов, у населения, да и организаций накопилось очень много неприязни и к существующим условиям работы промышленности, и к страхованию.
Некоторые компании, к примеру, отказываются страховать на случай пожара. Слишком реальны и часты, видимо, риски.
— Но именно здесь страхование и помогло бы, особенно на селе, где у бабушек и дедушек в домах старая проводка. Ведь материальная помощь погорельцам невелика — до 10 тысяч рублей, если сгорело все. А люди приходят к нам с просьбой выплатить 120 — 150 тысяч рублей, — посочувствовала начальник управления адресной социальной поддержки граждан министерства социальной политики Нижегородской области Нина Расцветова.
Увещевания бесполезны
Но по большому счету стимулом для развития страхования остаются не увещевания, а нечто чрезвычайное. Например, стихия.
— В сельском хозяйстве таким стимулом для страхования стала засуха 2010 года, — подтвердила начальник отдела финансирования организаций агропромышленного комплекса министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области Надежда Русина. — В 2010 году нижегородцы застраховали 13 процентов посевных площадей. А в
Но и тут не без проблем. Не
— Самая большая проблема в том, что государство не желает воспринимать страхование как стратегический аспект развития экономики государства, — считает председатель правления Нижегородской ассоциации страховщиков Евгений Трошин. — Грамотная политика государства воспитывает у граждан потребность в страховании, экономя в конечном итоге значительные средства.
Поощряя страхование, продолжил Евгений Трошин, государство с помощью страховых компаний получает огромные инвестиционные средства для собственной экономики.
— А примером недооценки страхования в развитии региона является Стратегия развития Нижегородской области, — добавил Евгений Трошин. —
Финансовый сектор, в который входит страхование, в Стратегии определен только поддерживающим, а не базовым. В документе нет ни слова о банковском и страховом деле.
Вот это загнули
Вообще российское законодательство о страховании говорит много. Но все оно сводится к обязательным его видам: пенсионное, обязательное медицинское, социальное. В 2013 году вступает в силу и страхование перевозчиков. Большим рывком вперед стало страхование с этого года опасных производственных объектов.
— Предприятия и ранее страховали опасные производственные объекты (ОПО) на основе ранее действующего закона от 21 июля 1997 года, — напомнил заместитель гендиректора НАПП Геннадий Хомутов. — Однако новые тарифы страхования увеличены в десятки раз. Так, на «ОКБМ Африкантов» затраты на этот вид страхования выросли в 200 (!) раз и составили 800 тысяч рублей, на
По анализу же министерства промышленности и инноваций Нижегородской области, доля расходов на страхование 23 опрошенных предприятий региона в среднем выросла в 21,8 раза.
Такое резкое увеличение тарифов, по словам Геннадия Хомутова, в значительной мере повышает издержки предприятий. По оценкам НАПП, ежегодно они будут составлять около одного миллиарда рублей. При этом при 6600 ОПО в Нижегородской области потери бюджета исчисляются в 140 миллионов рублей
В результате за последние 10 лет в целом нагрузка на нижегородские предприятия выросла на 50 миллиардов рублей (рост тарифов и цен на энергоносители составил 24 миллиарда, страховые взносы — 16 миллиардов, перекрестное субсидирование — 6 млрд, обязательное страхование особо опасных объектов — 1 млрд, обязательный энергоаудит — 0,5 млрд).
Гора к Магомеду
Порядок начисления страховых платежей не стимулирует производственные предприятия к приобретению и установке нового оборудования, в том числе повышающего уровень промбезопасности, а, наоборот, противоречит смыслу нового закона. Платежи страховым компаниям, по словам начальника отдела машиностроения, металлургии и нефтехимии регионального министерства промышленности и инноваций Владимира Скуднякова, ложатся тяжелым бременем и наносят ущерб экономике предприятий. Резко возрастает себестоимость производимой продукции.
Больше того, с началом страхования ОПО
— Выездов нашей службы на производственные ЧС столько же, сколько и раньше. Мы готовы помочь предприятиям снизить расходы на страхование путем расчета рисков, — предложил начальник отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций ГУ МЧС РФ по Нижегородской области Игорь Третьяков. — Но нигде не написано, что владелец должен прийти к нам за этими расчетами.
Чтобы закон о страховании ОПО действительно заработал, нижегородское министерство промышленности и инноваций предлагает дифференцировать страховые тарифы в зависимости от класса опасности объектов, понижать тарифы и ввести механизм возврата части страховой премии предприятию при отсутствии аварий и несчастных случаев с обязательным использованием возвращенной суммы на мероприятия по промбезопасности.
Нижегородская ассоциация страховщиков намерена подготовить на имя губернатора Нижегородской области предложение разработать План мероприятий по сбережению ресурсов при реализации Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года с учетом применения программ страховой защиты.
Анастасия ИЗМАЙЛОВА.
Справка «НН»
Страховое дело в Нижегородской области развивают 111 страховых компаний.
Кстати
В 2010 году правительство РФ оценивало расходы на тушение пожаров и восстановление домов в Нижегородской области более чем в 2,5 миллиарда рублей, урон, нанесенный лесному хозяйству (по предварительным оценкам), — в 2,8 млрд, ущерб от гибели сельскохозяйственных культур — больше 4 млрд.
Комментарий
Елена ЦЫГАНОВА, директор Нижегородского филиала Общества страхования жизни «Россия»:
— К сожалению, действительно, люди относятся к страхованию с негативом. Про КАСКО, ОСАГО, страхование дач от пожаров люди имеют представление, а вот про страхование жизни не знают совсем. Хотя это, конечно, парадокс: мы понимаем, что имущество может пострадать, дом сгореть, машина попасть в аварию, и поэтому готовы их страховать. Но человеческий организм гораздо более хрупкий, чем жестянка или кирпичная коробка. Болезни, травмы, операции — все это случается ежедневно и требует немалых денег. Так почему же мы не страхуем в первую очередь себя?! Ведь если мы не сможем «починить» наше здоровье, то уже ничего и не надо будет. Страхование жизни дает прекрасные, эффективные инструменты для этого. С помощью наших программ также можно и пенсию будущую сформировать, и на обучение детей накопить, и другие задачи решить. Найдите время, поизучайте, подумайте об этом. Со страхованием жизни вы сможете строить планы и увереннее смотреть в будущее.